КосмонавтикаНовости

В 2021 году космические новости обещают быть захватывающими!

2021 год обещает стать настоящим праздником - от исследований Луны и Марса до развертывания телескопа Джеймса Уэбба и предстоящих испытаний Starship и SLS. Вот неполный список событий, которые нас ждут.

Три марсианские миссии

Каждые 26 месяцев или около того, когда Земля и Марс находятся в благоприятном положении, корабли могут быть отправлены на планету Марс по более доступным ценам. Этим летом открылось одно из таких окон запуска, и этим воспользовались три страны.

Мы знаем, что Марс когда-то был пригоден для жилья. Главный вопрос в том, было ли оно населено? Чтобы попытаться выяснить это, Соединенные Штаты разработали две миссии. Первая будет собирать камни и складывать их в специальный контейнер, а вторая будет стремиться извлечь их и вернуть на Землю (в сотрудничестве с ЕКА), где они могут быть изучены с помощью самых современных приборов.

Вездеход NASA Perseverance является первой частью этого плана, который, как ожидается, продлится до 2032 года. Успешно запущенный 30 июля, вездеход должен приземлиться на дно кратера Езеро 18 февраля. Затем марсоход Perseverance возьмет на себя зондирование нескольких участков, предположительно содержащих горные породы, в основном образованные в водной среде.

Отметим, что американское агентство также намерено воспользоваться этой миссией для тестирования Ingenuity, своего нового "вертолета". На месте у этого небольшого вертолета будет только одна цель: преуспеть в полёте. Если это удастся, то он будет первым, кто сделает это на другой планете.

Китайское национальное космическое управление также отличилось в этом году отправкой первого марсохода в рамках своей миссии Тяньвэнь-1. Цель: изучить геологию Марса и, в частности, характеристики поверхностного слоя и распределения водяного льда в нём, анализ состава материалов поверхности, измерение параметров ионосферы планеты, электромагнитного и гравитационного полей и получение информации о климате Марса. Прибытие миссии на Марс запланировано на апрель 2021 года. В случае успеха марсианская поверхность перестанет быть исключительно американской территорией.

Наконец, давайте не будем забывать о миссии Mars Hope, первом межпланетном зонде Объединенных Арабских Эмиратов.

Размещенный на высокой эллиптической орбите, зонд будет направлен на изучение марсианской атмосферы. Планируется, что "Mars Hope" достигнет Марса 9 февраля 2021 года. В случае успеха ОАЭ станут пятой страной, успешно отправившей миссию на Марс после НАСА, Советского Союза и Европейского космического агентства (ЕКА) и Индийской организации космических исследований.

Иллюстрация марсохода Perseverance.

На Луне будут гости

В 2021 году несколько запланированных миссий помогут уточнить наше понимание Луны. В июле частная космическая компания Astrobotic Technology, базирующаяся в Питтсбурге, по поручению НАСА запустит свой космический корабль Peregrine One. Этот «четвероногий робот» приземлится на северо-восточной видимой стороны Луны в регионе под названием Озеро Смерти, чтобы протестировать несколько инструментов, которые в конечном итоге позволят улучшить навигацию на нашем спутнике.

Частная компания "Intuitive Machines" летом 2021 года также запустит на Луну аппарат под названием Nova-C. Он будет нести до пяти инструментов, спонсируемых НАСА, и приземлится на Океан Бурь (крупнейшее лунное море), где он будет работать в течение одного лунного дня, около 14 земных дней.

"Луна-25" станет российской исследовательской космической миссией, направленной на кратер Богуславский, расположенный недалеко от южного полюса Луны. Это будет первый лунный космический зонд, запущенный российской космонавтикой с 1976 года. Его основной задачей будет анализ полярного реголита у поверхности (анализ содержания в нем воды и доли других химических элементов).

Индия также будет там со своей миссией Чандраян-3, которая включает в себя отправку посадочного модуля и небольшого вездехода. Её запуск намечен на конец 2021 года, но может быть отложен до 2022 года.

Индия уже дважды попытала счастья на Луне. Первый раз с миссией "Чандраян-1" в 2008 году. К сожалению, после обнаружения "магматической воды" в кратере зонд рухнул на землю, прежде чем был обнаружен НАСА в 2016 году. Затем второй раз с миссией "Чандраян-2", в сентябре 2019 года. Инженеры потеряли связь с посадочным модулем во время его спуска. После этого машина разбилась о поверхность.

Ожидаемые запуски ракет

Наверное, самым важным из них является Система запуска космических аппаратов (SLS), разрабатываемая НАСА с 2011 года. Это именно то, что будет отвечать за отправку следующих экипажей на Луну, и почему бы не позже на планету Марс. Первый полет ракеты запланирован на ноябрь 2021 года в рамках миссии Артемиды I, целью которой будет отправка беспилотной капсулы "Орион" вокруг Луны.

Однако задержки в разработке ракеты-носителя в последние месяцы позволяют предположить, что этот график может быть перенесен на более поздний срок.

2021 год также станет захватывающим годом для SpaceX. После 2020 года, отмеченного первым испытательным полетом Starship, будущего многоразового межпланетного космического корабля SpaceX, Илон Маск планирует увеличить количество испытаний с начала следующего года. Будет развернут первый прототип ракеты-носителя Falcon Heavy.

В то же время частота запусков Falcon 9 должна еще больше возрасти, чему способствовало развертывание спутников Starlink. SpaceX продолжит отправлять астронавтов на МКС в рамках сотрудничества с НАСА. Между тем, мы можем ожидать первого беспилотного запуска космического корабля Boeing Starliner в январе следующего года, а этим летом возможен пилотируемый запуск на МКС.

Наконец, другие крупные ракеты-носители должны были параллельно делать свои "первые шаги" в космосе. К ним относятся ракета Blue Origin New Glenn, ракета "Вулкан" от United Launch Alliance (совместное предприятие, принадлежащее компаниям Боинг и Локхид Мартин), ракета-носитель H3, разработанная JAXA (Япония), и Ariane 6.

Первая ступень пусковой установки SLS, предназначенная для запуска миссии Artemis I, покидает завод Michoud.

Телескоп Джеймса Уэбба

После многих задержек и других бюджетных перерасходов, долгожданный телескоп Джеймса Уэбба, как ожидается, запустится в октябре следующего года. Этот инфракрасный телескоп следующего поколения будет размещен в точке L2 Лагранжа, примерно в 1,5 млн км от Земли. С этой точки зрения он будет созерцать раннюю Вселенную, исследовать галактики, сверхмассивные черные дыры и предоставлять новую информацию о близлежащих экзопланетах, включая состав их атмосферы.