Космонавтика

Успешные испытания европейского космоплана Space Rider: тесты в Сардинии и Кампании

Продолжаются испытания ключевых элементов и компонентов европейского автоматизированного космоплана Space Rider, значительная часть разработки которого осуществляется Италией. В Сардинии компания Thales Alenia Space завершила тесты по сбросу и посадке аппарата, а в Кампании, в Итальянском аэрокосмическом исследовательском центре (CIRA), успешно прошли испытания теплового щита.

В июне 2025 года на полигоне Сальто-ди-Куирра (PISQ) команда Thales Alenia Space совместно с промышленными партнерами, включая Sener CIMSA, TESEO и Meteomatics, провела серию летных испытаний по сбросу аппарата. В отличие от предыдущих тестов, в этом году проверялась способность космоплана автономно управлять этапами снижения и посадки.

Макет Space Rider с низкой точностью воспроизведения был сброшен с вертолета CH-47F ВВС Италии с высоты около 2500 метров. Благодаря парашютной системе аппарат сохранял контролируемую скорость снижения 4 м/с, приземлившись со скоростью 2 м/с. Все маневры, включая прохождение контрольных точек и финальную фазу посадки, были выполнены с высокой точностью, несмотря на переменный ветер до 12 м/с.

Эти испытания стали важным этапом в проверке системы управления, навигации и контроля (GNC) парашютной системы, которая необходима для безопасного возвращения спускаемого модуля. Успешные тесты снижают риски перед следующей фазой испытаний, запланированной на конец 2025 года, — system drop test, в ходе которого будет проверена интеграция всех подсистем в полноразмерный макет с рабочим посадочным шасси.

Испытания теплового щита

В Итальянском аэрокосмическом исследовательском центре (CIRA) в Капуе прошли ключевые испытания носового конуса теплового щита Space Rider. В последние недели эта критически важная часть аппарата успешно прошла динамические структурные испытания. Носовой конус, разработанный совместно с компанией Petroceramics, должен защищать переднюю часть космоплана во время гиперзвукового входа в атмосферу, выдерживая температуры до 1650 °C и сохраняя деформации менее миллиметра для обеспечения аэродинамической стабильности.

Конус состоит из примерно 1200 элементов и построен вокруг монолитной оболочки из материала ISiComp® — керамики, армированной волокнами. Диаметр конструкции составляет 130 см, что делает ее самым крупным компонентом, созданным в Европе с использованием технологии Liquid Silicon Infiltration (LSI).

Во время испытаний в Лаборатории космической квалификации CIRA конструкция подвергалась вибрационным нагрузкам, имитирующим условия при запуске ракеты.

Space Rider: будущее европейской космонавтики

Программа Space Rider развивается на основе демонстратора IXV, испытанного в 2015 году, и является частью инициатив ESA по созданию многоразовых космических систем (наряду с проектами Themis и двигателем Prometheus). В перспективе Space Rider будет работать как автоматизированная орбитальная лаборатория, способная находиться в космосе до двух месяцев и проводить научные и технологические эксперименты.

Среди первых подтвержденных полезных нагрузок — эксперимент Университета Коимбры, отобранный при поддержке Португальского космического агентства. Цель проекта — предоставить Европе независимую платформу для исследований в условиях микрогравитации и испытания новых технологий, снизив зависимость от иностранных решений, таких как капсула Dragon компании SpaceX.

Первый запуск Space Rider запланирован на 2027 год.

Подпишитесь на нас: Вконтакте / Telegram / Дзен Новости
Back to top button