Астрономия

Уникальный космический взрыв раскрывает свои первые секреты

Космический взрыв, зафиксированный 29 августа 2019 года, начал раскрывать некоторые секреты. Это один из самых ярких и "ближайших" к Земле - на расстоянии миллиарда световых лет, по сравнению с обычными 20 или около того - когда-либо наблюдавшихся во Вселенной. В исследовании, опубликованном 4 июня в журнале Science, приняли участие 230 ученых из 15 стран и 41 института.

Гамма-всплески "являются самыми сильными взрывами во Вселенной, и те, которые длятся более нескольких секунд, вероятно, связаны с коллапсом массивной звезды в черную дыру", — сказала Эдна Руис Веласко, одна из соавторов исследования. Начальная фаза длится всего несколько десятков секунд, в то время как фаза послесвечения более продолжительна - летом 2019 года наблюдалась в течение трех ночей с помощью телескопа HESS, расположенного в Намибии.

Эта гамма-вспышка, вспышка света, состоящая из рентгеновских и гамма-лучей, была названа GRB 190829A. Это только четвертый объект такого типа, обнаруженный с земли, он был замечен спутниками Ферми и Свифт в созвездии Эридана. Согласно CEA, его анализ "ставит под сомнение происхождение лучей, образовавшихся во время взрыва". Исследование выявило "любопытное сходство" между рентгеновским и гамма-излучением, что противоречит общей теории гамма-всплесков. Таким образом, рентгеновские лучи и гамма-лучи производились "одним и тем же механизмом и в одно и то же время", а затем уменьшались "синхронно".

Но для изменения существующей теории гамма-всплесков потребуется больше наблюдений. Несомненно, приборы следующего поколения, такие как массив Черенковского телескопа, который строится в Чили и на канарском острове Ла-Пальма, помогут регистрировать эти всплески более регулярно.