Здоровье и медицина

Ультразвук для уничтожения опухолей - перспективный метод

Ученые из Мичиганского университета изучили, как направленный ультразвук в сочетании с иммунной защитой организма может уничтожать опухоли в два этапа. Эксперименты, проведенные на грызунах, показали многообещающие результаты.

В настоящее время предпринимается много усилий для разработки методов лечения рака. Существующие стандартные подходы, такие как химиотерапия или иммунотерапия, часто замедляют прогрессирование заболевания, но редко оказывают реальный лечебный эффект. В этом контексте иммуногенная клеточная смерть (MCI) представляется перспективным альтернативным методом.

MCI - это тип клеточной смерти, который приводит к запуску иммунного ответа в организме. Его не следует путать с запрограммированной клеточной смертью, например, апоптозом, который является способом организма убивать нежелательные или вредные клетки. Этот тип гибели клеток является изолированным и не провоцирует иммунный ответ.

Появившись в 2005 году как новая область исследований, было обнаружено, что ICM с участием раковых клеток вызывает специфический иммунный ответ. Другими словами, умирающие раковые клетки действуют как вакцина, вызывая иммунный ответ, способный уничтожить опухолевое бремя.

Совсем недавно группа исследователей из Мичиганского университета обратилась к ультразвуку, чтобы вызвать этот процесс MCI. Их работа опубликована в журнале Cancers.

Ультразвук и MCI

Идея использования ультразвука для неинвазивного воздействия на рак находит все больше сторонников. Исследования уже показали, как ультразвук может быть использован для более эффективной доставки лекарств или для нагревания и разрушения больных тканей.

Эта техника, которая еще находится в стадии разработки, предполагает использование ультразвуковых волн, подаваемых микросекундными импульсами в ткани-мишени. Процедура, называемая гистотрипсией, приводит к образованию в тканях небольших пузырьков. Пузырьки быстро расширяются, а затем лопаются, вызывая механическое напряжение, которое может убить раковые клетки до такой степени, что они разрушают структуру опухоли.

Тесты на опухоли печени у крыс показали, что организм грызунов был способен безопасно поглотить оставшиеся обломки. Как упоминалось выше, ученые также считают, что этот мусор содержит необходимые ингредиенты для стимулирования MCI. Таким образом, команда предполагает, что с помощью ультразвука можно воздействовать только на часть опухоли. После стимуляции иммунная система позаботится об уничтожении остальных. Это может быть полезно в тех случаях, когда опухоль не может стать мишенью полностью, например, из-за ее размера или расположения.

В этих экспериментах с крысами с помощью ультразвукового метода было уничтожено только 50-75% опухолей печени. Кроме того, исследователи не обнаружили никаких признаков рецидива или метастазирования у 80% крыс, которых лечили таким образом.

Ультразвуковая сеть гистотрипсии, разработанная командой.

Наконец, исследователи подозревают, что уничтожение этих оставшихся опухолей, вероятно, является результатом иммуногенной гибели клеток. Однако они еще не определены. Поэтому для подтверждения этого и лучшего понимания всех задействованных механизмов потребуются дальнейшие исследования.

На следующих этапах будет также изучено, как можно адаптировать этот метод для лечения опухолей на разных стадиях прогрессирования. Все опухоли, на которые было направлено данное исследование, находились на ранней стадии развития.