АстрономияНовости

Уэбб сфотографировал редкое явление: прелюдию сверхновой

Среди самых редких, самых увлекательных и сложных объектов в космосе - звезды Вольфа-Райе. Они очень яркие, массивные и горячие, и являются прелюдией к последней стадии жизни массивной звезды - взрыву сверхновой.

Приборы NIRCam и MIRI аппарата Джеймс Уэбба запечатлели одну из таких звезд, WR 124, окутанную туманностью из газа и пыли. Она ярко светится в инфракрасном диапазоне, демонстрируя сложную структуру и историю нескольких эпизодических выбросов, растянутых во времени.

Несмотря на то, что это сцена приближающейся звездной смерти, астрономы очень заинтересованы в звездах Вольфа-Райе, чтобы понять, как тяжелые химические вещества, которые они выбрасывают, становятся семенами туманностей, из которых рождаются новые звезды. И планетные системы, такие же, как наша собственная.

Редкие и пыльные звезды Вольфа-Райе

Массивные звезды проходят через несколько жизненных циклов, и не все они вступают в короткую фазу Вольфа-Райе, прежде чем стать сверхновой. Звезды Вольфа-Райе - это звезды, находящиеся в процессе сброса своих внешних слоев, в результате чего образуются характерные ореолы из газа и пыли.

WR 124, увековеченная Уэббом, находится в 15 000 световых лет от нас в созвездии Стрельца и имеет массу в 30 раз больше массы Солнца. К настоящему времени она потеряла массу, равную 10 Солнцам. Когда выброшенный газ удаляется от звезды и остывает, космическая пыль светится в инфракрасном свете, который может наблюдать Уэбб.

Происхождение этой пыли, которая может пережить взрыв сверхновой и внести свой вклад в общий баланс во Вселенной, представляет большой интерес для астрономов по многим причинам. Пыль защищает формирующиеся звезды, собирается вместе, чтобы помочь сформировать планеты, и поддерживает образование и агрегацию молекул, включая строительные блоки жизни на Земле.

В следующем видеоролике зритель отправляется в путешествие по космосу к WR 124, увиденной "Уэббом" в беспрецедентных деталях.

Что расскажет нам Уэбб в инфракрасном диапазоне?

Уэбб открывает новые возможности для изучения деталей в космической пыли, которая лучше всего наблюдается в инфракрасном диапазоне длин волн света. NIRCam уравновешивает яркость звездного ядра WR 124 и сложные детали в более тусклом окружающем газе. MIRI, с другой стороны, выявляет комковатую структуру газово-пылевой туманности, окружающей звезду.

До "Уэбба" астрономы не располагали достаточно подробной информацией для изучения вопросов о производстве космической пыли в среде, подобной WR 124. И была ли эта пыль достаточного размера и количества, чтобы выжить и внести значительный вклад в общий баланс. Теперь, однако, история совсем другая.

На двух ниже изображениях, изображение Уэбба сравнивается со снимком широкоугольной планетарной камеры 2 Хаббла в видимом свете. Звезда ярко сияет в центре изображения, а вокруг нее горячие сгустки газа выбрасываются в космос со скоростью более 150 000 километров в час.

Такие звезды, как WR 124, также полезны для астрономов, чтобы понять важнейший период в ранней истории Вселенной. Действительно, массивные умирающие звезды засеяли молодую Вселенную тяжелыми элементами, образовавшимися в их ядрах, — элементами, которые и сегодня распространены на Земле.

Детальное изображение бурного периода трансформации WR 124, полученное Уэббом, обещает будущие открытия, которые позволят раскрыть тайны, давно окутанные космической пылью.