Здоровье и медицина

Ученые впервые связали редкие генетические мутации с волчанкой

Волчанка с аутоиммунным заболеванием поражает примерно полмиллиарда людей во всем мире, и хотя название звучит знакомо, мало кто из нас знает об этом. Теперь мы можем быть ближе, чем когда-либо, к определению истинной причины этой болезни.

Без известных причин или лечения, волчанка может вспыхнуть из ниоткуда с множеством симптомов, вызванных широко распространенным воспалением и повреждением тканей кожи, органов и кровеносных сосудов, иногда смертельно.

Несмотря на долгую и богатую историю болезни, исследователи даже не знали, что она была частично генетической, до 1950-х годов. Не в состоянии объяснить волчанку, используя простую менделевскую логику, нам потребовалось еще почти семь десятилетий, чтобы найти настоящего преступника. Теперь у нас есть два.

После шести лет исследований иммунолог Саймон Цзян и его коллеги наконец нашли главную причину волчанки: пару редких генетических мутаций. Ранее игнорируемые исследователями, эти генетические аномалии обнаруживаются у большинства больных волчанкой и являются движущей силой атаки иммунной системы на собственные ткани организма.

"Мы впервые показали, как редкие варианты генов, встречающиеся менее чем у одного процента населения, вызывают волчанку и как эти варианты приводят к заболеванию в организме", — говорит Цзян, исследователь из Австралийского национального университета.

"До сих пор считалось, что эти редкие варианты играют незначительную роль в аутоиммунном заболевании человека и связанных с ним аутоиммунных заболеваниях".

Вместо этого кажется, что они оба были ответственны за один из самых загадочных признаков болезни. Недавние исследования показывают, что у подавляющего большинства больных волчанкой что-то неизвестное, по-видимому, приводит к чрезмерному и самопроизвольному производству иммунной молекулы, даже когда вирусная инфекция не обнаруживается.

Эти молекулы являются интерферонами типа 1 (IFN T1), и когда эти цитокины пролиферируют из-под контроля, они могут привести к глубоким изменениям в развитии лейкоцитов (или B-клеток), которые продуцируют антитела.

Оказывается, это именно то, что должны доминировать два мутантных гена, известных как BLK и BANK1. Сравнивая 69 больных волчанкой с 97 здоровыми пожилыми участниками, авторы обнаружили, что эти редкие генетические варианты были гораздо более распространенными среди первая группа, даже когда команда повторила исследование с еще 64 больными волчанкой.

В мышиных моделях было также обнаружено, что варианты увеличивают количество присутствующих неисправных В-клеток.

"Важно отметить, что мы демонстрируем, что эти редкие варианты оказывают измеримое повреждающее действие на функцию белка, что в конечном итоге приводит к общей конечной точке повышенной активности T1 IFN в В-клетках человека", — пишут авторы.

Несмотря на то, что волчанка также может быть вызвана гормональными факторами и факторами окружающей среды, такими как солнечный свет, генетические факторы остаются одним из наиболее сильных факторов риска. Фактически, вероятность того, что идентичный близнец поделится этой болезнью со своим братом или сестрой, составляет примерно 50 процентов.

Определив некоторые из ответственных генов, исследователи теперь значительно упростили диагностику, и это особенно сложная стадия, учитывая, что у волчанки есть множество широких симптомов, которые имитируют многие другие болезни.

"Теперь потребуется всего несколько недель, чтобы получить последовательность генома пациента", — говорит Цзян.

«Мы можем посмотреть, как ведет себя иммунная система, сдать анализы крови, и с помощью секвенирования генома мы можем собрать воедино кусочки и посмотреть, не является ли это волчанкой».

Тем не менее исследования Цзяна не только могут помочь врачам с диагнозом. Сегодня новые методы лечения волчанки ограничены и широко распространены с целым рядом недостатков. В 2011 году FDA одобрило свой первый новый препарат от этой болезни за полвека.

С новыми целями, на которых мы можем сфокусироваться, мы, наконец, сможем получить новых соперников, которых можно даже персонализировать.

"Я уже начал лечить людей, у которых есть эти редкие генные мутации, целенаправленной терапией вместо того, чтобы бомбардировать их иммунную систему неспецифическим лечением, которое имеет много побочных эффектов - что является основной опорой терапии", — говорит Цзян.

"И поскольку гены, над которыми мы работали, связаны с другими аутоиммунными заболеваниями, наше открытие может также применяться к таким состояниям, как ревматоидный артрит и диабет 1 типа".

Это исследование было опубликовано в Nature Communications.