Ученые раскрыли происхождение металла для загадочных сардинских фигурок бронзового века

Загадочное происхождение материала, использованного для создания бронзовых фигурок, произведенных нурагической культурой Сардинии в бронзовом веке, наконец раскрыто с помощью нового процесса анализа древних металлов. Эти небольшие фигурки, известные как бронзетти, изображают разнообразные природные и религиозные сюжеты, включая животных, воинов и божеств. Новое исследование преподнесло ученым несколько сюрпризов, представив новые доказательства существования тесных связей в бронзовом веке, когда группы людей занимались торговлей на больших расстояниях.
Чтобы проследить истоки бронзетти, исследователи изучили происхождение меди, использованной в их производстве. Они применили недавно разработанный «мультипрокси-подход», созданный в Центре археометрии Курта-Энгельхорна в Маннхайме. Комбинируя анализы изотопов меди, олова, свинца и осмия, команда смогла получить новые данные об источнике металлов. Результаты показывают, что бронзетти были в основном изготовлены из меди с Сардинии, иногда с добавлением меди с Пиренейского полуострова, то есть из современной Испании и Португалии. Исследование также выявило, что медь из Леванта, например, из Тимны в Израиле и Файнана в Иордании, на Сардинии не использовалась, что стало ясно только благодаря анализу изотопов осмия.
Ученые подчеркивают, что археология и естественные науки работают рука об руку, чтобы пролить свет на древний мир. Твердые данные предоставляют необходимые инструменты для решения абстрактных вопросов и урегулирования давних споров. Археологические методы устанавливают прочный фундамент, который могут уточнить и объяснить новейшие научные методы, что положит конец старым дискуссиям. В данном случае новейшие геохимические знания указывают на происхождение металла из конкретных географических районов и определенных рудников. Также в нескольких случаях удалось проследить стратегическое смешение меди из разных источников, предположительно для достижения определенных эффектов, таких как цвет и прочность изделия.
Исследование распространилось за пределы небольших фигурок и включило три крупнейших святилища нурагической культуры. Химический анализ показал, что металлы, использованные на всех трех объектах, были схожими, что указывает на стандартизированный производственный процесс, который включал импортное сырье. Одним из самых поразительных открытий стало то, что местные источники олова и свинца не использовались в бронзетти. Вместо этого эти металлы, вероятно, импортировались с Пиренейского полуострова. Этот вывод был сделан на основе сравнения изотопных сигнатур и химических паттернов между бронзетти и изготовленными на Сардинии оловянными предметами.
Возможность проанализировать знаменитые бронзовые фигурки с Сардинии является важным шагом к пониманию того, как остров был центральным элементом металлической торговли в бронзовом веке. Форма и исполнение фигурок соответствуют материальной культуре того периода, и при этом они содержат стилистические черты, которые удивительно знакомы специалистам, например, из Южной Скандинавии. Полученные данные не закрывают дело о торговле в бронзовом веке, но обеспечивают основу для новых вопросов. Теперь исследователи намерены изучить, как материальная культура Сардинии связана с культурой других регионов, раскрывая не только движение товаров, но и обмен знаниями и традициями. Новая информация о происхождении металла для этих фигурок на шаг приближает к составлению карты связей между Сардинией и Скандинавией.
Новая научная работа под названием «Мультипрокси-анализ раскрывает историю происхождения и изготовления сардинских фигурок: по следам взаимодействия, движимого металлом, и практик смешения в начале первого тысячелетия до нашей эры» была опубликована в журнале Science Advances 3 сентября 2025 года.