ГеологияНовости

Ученые определили самое крупное извержение вулкана в новейшей истории

Извержение вулкана Кикай-Акахойя, произошедшее около 7 300 лет назад на юге японского острова Кюсю, было названо крупнейшим зарегистрированным извержением голоцена — современного геологического периода. Ученые давно знали об этом извержении, но последние исследования позволили лучше понять его масштабы и последствия.

Раскрытие секретов Кикай-Акахойя

Подводный вулкан Кикай, расположенный под водой к югу от японского острова Кюсю, по некоторым данным, за последние 140 000 лет произвел три крупных извержения. Самое последнее, известное как извержение Кикай-Акахойя, датируется примерно 7 300 лет назад. Уникальность этого подводного вулкана заключается в том, что он находится там, где Филиппинская тектоническая плита скользит под Евразийской плитой. Такое взаимодействие создает условия, благоприятные для вулканических явлений.

Однако из-за его подводного расположения и труднодоступности этого удаленного района ученым было сложно оценить точные масштабы этого извержения.

Совсем недавно, благодаря технологическому прогрессу, исследователи с помощью сейсмических данных составили карту морского дна вокруг вулкана. Эта операция позволила обнаружить значительные подводные залежи. Для получения образцов был задействован дистанционно управляемый робот, который пробурил морское дно в нескольких местах и извлек керны осадочных пород.

Такой подход позволил провести детальный анализ отложений и обнаружить слой вулканического стекла, простирающийся на 4500 квадратных километров. Этот слой соответствовал составу и времени извержения Кикай-Акахойя.

Рекордное извержение

Новые данные показали, что в результате извержения в море было выброшено около 71 кубического километра материала, что почти вдвое превышает предыдущие оценки.

Объединив данные подводных отложений с данными вулканических обломков, отложенных на суше, исследователи смогли более точно оценить общий масштаб извержения Кикай-Акахойя. Согласно их расчетам, в результате извержения был выброшен колоссальный объем материала, который оценивается в 332-457 кубических километров.

Чтобы лучше понять необъятность этого объема, интересно представить его в перспективе. Эти впечатляющие цифры говорят о том, что выброшенный в результате извержения материал мог бы дважды заполнить озеро Тахо в Соединенных Штатах. Озеро Тахо, расположенное в Сьерра-Неваде в Калифорнии, является одним из самых глубоких озер в Северной Америке. Это сравнение подчеркивает грандиозность вулканического события, произошедшего около 7 300 лет назад.

В результате извержение Кикай-Акахойя теперь считается самым значительным в голоцене — геологическом периоде, охватывающем последние 12 000-11 500 лет истории Земли. Это подтверждает статус данного извержения как одного из самых выдающихся в современную эпоху по объему выброшенного материала, превосходящего даже такие заметные вулканические события голоцена, как минойское извержение на Санторини.

Извержение Кикай-Акахойя, хотя и является выдающимся, все же далеко от того, чтобы сравниться с другими более древними извержениями, такими как извержение супервулкана Тоба на Суматре около 74 000 лет назад, при котором, как считается, было выброшено около 5 000 кубических километров магмы.

Подробности исследования опубликованы в журнале Journal of Volcanology and Geothermal Research.