Археология

Ученые обнаружили свидетельства человеческих жертвоприношений у этрусков

Группа итальянских и немецких исследователей обнаружила в древнем городе Кайнуа (современная Марцаботто, недалеко от Болоньи) останки новорожденного ребенка, которые могут стать первым убедительным доказательством практики человеческих жертвоприношений в цивилизации этрусков.

Скелет, датируемый периодом между VI и IV веками до нашей эры, был найден рядом со священной стеной храма Уни, этрусской богини, связанной с плодородием и защитой. Научный анализ показал, что ребенок, местный мальчик, подвергся ритуальным действиям, включая отделение плоти от костей перед погребением.

Долгое время историки спорили о том, практиковали ли этруски человеческие жертвоприношения, как утверждали их греческие и римские противники. Письменные источники обвиняли их в «варварских» обычаях, но до сих пор не было найдено убедительных археологических подтверждений, говорится в исследовании, опубликованном в журнале Archaeological and Anthropological Sciences.

Ребенок, обнаруженный в Марцаботто, был захоронен в яме вместе с несколькими ритуальными предметами: фрагментами керамики с надписями, посвященными богине Вей, крестообразными символами, выстроенными в астрономическом порядке, и костями животных. Это указывает на религиозный контекст. Местоположение и обработка тела свидетельствуют о ритуале основания — жертвоприношении для освящения стены храма.

Хрупкий скелет был изучен с помощью компьютерной томографии и радиоуглеродного анализа. Результаты подтвердили, что ребенок был доношенным (38–40 недель беременности) и, вероятно, умер вскоре после рождения.

Исследователи обнаружили следы на костях: некоторые длинные кости имеют повреждения, нанесенные острыми предметами незадолго до смерти. Эти отметины соответствуют разрезам и соскабливанию, что указывает на преднамеренное отделение плоти, хотя тело не было расчленено. Ученые предполагают, что это мог быть ритуал для ускорения перехода в загробный мир или кровавое жертвоприношение.

Жертвоприношение или естественная смерть?

Команда рассмотрела возможность того, что ребенок был мертворожденным или умер вскоре после рождения и был погребен в священном месте в надежде на божественную защиту. Также выдвигалась версия об эмбриотомии — древней практике извлечения плода при осложненных родах, однако анатомическая целостность скелета делает эту гипотезу маловероятной.

Тем не менее, исследователи пришли к выводу, что сочетание археологического контекста и антропологических данных поддерживает версию о ритуальном жертвоприношении при закладке здания.

В исследовании приводятся параллели с другими этрусскими находками, такими как захоронения детей у стен в Тарквинии и Орвието, а также жертвоприношения животных в священных колодцах. Упоминаются и схожие обычаи в средиземноморских культурах, например, в Греции и Риме, где новорожденных хоронили в пограничных пространствах (у дверей, стен), символизирующих переход между мирами.

Младенцы, еще не полностью интегрированные в общество, считались идеальными посредниками между людьми и божествами. Кроме того, отделение плоти могло отражать веру в регенерацию, поскольку кости воспринимались как «семена» будущей жизни.

В то же время авторы признают, что исследование имеет ограничения: нет доказательств насильственной смерти, которые подтвердили бы, что ребенок был убит. Они также отмечают, что для подтверждения распространенности такой практики необходимо найти больше аналогичных свидетельств. «Мы не можем исключить, что этот случай был исключительным», — уточняют ученые.

Подпишитесь на нас: Вконтакте / Telegram / Дзен Новости
Back to top button