Психология

Ученые находят, как стресс делает ваши волосы седыми

Исследователи устанавливают связь между стрессом и сединой. При стрессе симпатические нервы высвобождают химический норадреналин, который играет основную роль в вызванном стрессом седении волос.

Стресс может оказывать несколько неблагоприятных воздействий на организм. Одно из распространенных убеждений в отношении острого стресса заключается в том, что он может вызвать поседение волос. Тем не менее это не было научно доказано. Происходят ли связанные со стрессом изменения на уровне соматических стволовых клеток и являются ли внешние стрессоры причинными факторами, остается недостаточно понятным.

Теперь впервые исследователи из Гарвардского университета обнаружили, как именно стресс меняет цвет волос. Другими словами, они научно связывают стресс с ускоренным поседением волос (образование непигментированных волос).

На самом деле, цвет волос определяется меланин-продуцирующими клетками, известными как меланоциты. Они производятся стволовыми клетками меланоцитов, которые находятся в волосяном фолликуле у основания волоса.

Поскольку стволовые клетки меланоцитов начинают исчезать с возрастом, волосы, которые отрастают от волосяных фолликулов, содержат меньше пигмента и кажутся сероватыми.

Чтобы выяснить, как стресс может вызвать седину в волосах, исследовательская группа провела эксперименты на мышах. Они подвергали мышей воздействию трех видов стрессов: психологического, кратковременной боли и легкого стресса. Это привело к заметной потере стволовых клеток меланоцитов и поседению волос.

После установления связи между стрессом и седением, команда исследовала различные возможные причины. Они проверили, могут ли стволовые клетки меланоцитов снижаться из-за иммунной атаки. Однако у стрессированных мышей с ослабленной иммунной системой также росли седые волосы.

Затем они исследовали гормон кортизол в организме; изменив его уровень, они обнаружили, что он не несет ответственности за седину, связанную со стрессом.

Ключ к вызываемому стрессом поседению волос

После устранения различных возможностей команда сосредоточилась на симпатической нервной системе, которая контролирует реакцию организма на борьбу или бегство. Эти нервы разветвляются в каждую волосяную луковицу.

Под действием стресса симпатические нервы высвобождают химический норадреналин, который вызывает чрезмерную активацию стволовых клеток в волосах. Эти стволовые клетки в конечном итоге превращаются в пигмент-продуцирующие клетки.

Это преждевременно истощает стволовые клетки, и когда появляются новые волосы, не остается стволовых клеток для образования пигментных клеток. Из-за недостатка пигментных клеток в фолликуле волосы становятся седыми.

Стресс истощает стволовые клетки, заставляя волосы седеть у мышей | Предоставлено исследователями

После того как эти стволовые клетки исчезли, они не могут быть воспроизведены: повреждение является постоянным.

Значимость

Чтобы установить связь между стрессом и сединой волос: исследователи перешли от самого высокого к самому маленькому уровню детализации. Они начинались с реакции всего тела и постепенно переходили к отдельным системам органов, клеточным взаимодействиям и молекулярной динамике.

Чтобы исследовать эти системы, они использовали различные технологии на этом пути, в том числе методы манипулирования нервами и клеточными рецепторами.

Нейроны, как известно, регулируют кровеносные сосуды, функции органов и иммунитет, но как они регулируют стволовые клетки, не совсем понятно. Полученные данные объясняют, как нейроны управляют стволовыми клетками на молекулярном и клеточном уровнях, связывая стресс с сединой волос.

Исследование также может помочь ученым выявить более широкие эффекты стресса на различные органы и ткани. Это откроет новые возможности для исследований, направленных на изменение или блокирование негативных последствий стресса.

Исследованные опубликовано в nature.com