Космонавтика

Три выхода в открытый космос за три дня с двух разных космических станций

За последние несколько дней на околоземной орбите было проведено три различных внекорабельных мероприятия из трех разных "точек". Первый состоялся на международном сегменте Международной космической станции и завершился 15 ноября, второй - на китайской космической станции, 16 ноября, а третий - на российском сегменте МКС и состоялся 17 ноября.

Это был рекорд, поскольку никогда ранее с двух разных космических станций, управляемых тремя разными государствами, не выполнялось три различных выхода в открытый космос всего за три дня. Более того, все это было сделано во время запуска с Земли миссии Артемида 1, что делает эти дни середины ноября настоящей вехой в освоении космоса человеком.

Американская деятельность в рамках выхода в открытый космос на МКС

В программе выхода в открытый космос, которая состоялась во вторник 15 ноября на МКС, участвовали астронавты Джош Кассада и Фрэнк Рубио. Мероприятие закончилось в 00:25 по московскому времени, спустя 7 часов и 11 минут. Основной задачей, которую должны были решить два астронавта, была подготовка к установке еще одной солнечной панели iROSA. Начиная с 2021 года, на МКС будут установлены новые панели для увеличения мощности производства электроэнергии.

Кассада и Рубио, впервые вышедшие в открытый космос, выполнили почти все запланированные операции по установке панели. Они будут завершены во время нового выхода в открытый космос, запланированного на 29 ноября, а солнечная панель будет установлена 3 декабря. Это будет третий и четвертый iROSA из шести запланированных. Эти новые солнечные панели позволят увеличить доступную на станции электрическую мощность со 160 киловатт до 215 киловатт.

Деятельность китайцев на Тяньгуне

Внекорабельная деятельность на китайской космической станции завершилась в 11.50 утра по московскому времени 16 ноября, ее осуществлял экипаж миссии "Шэньчжоу-14". Для них это была третья деятельность по выходу в открытый космос. Этот экипаж, состоящий из тайконавтов Чэнь Дуна, Лю Яна и Цай Сючжэ, вернется на Землю через несколько недель, когда прибудет "Шэньчжоу-15". Однако эти две миссии станут первыми, которые проведут несколько дней одновременного пребывания на Тяньгуне, в результате чего общее число тайконавтов, находящихся на орбите одновременно, впервые достигнет шести.

Внекорабельная деятельность, была осуществлена тайконавтами Чэнь Дуном и Цай Сючжэ. Лю Ян, находившийся внутри Тяньгуна, играл роль второго плана. Среди целей этого выхода в открытый космос была установка некоторых соединений между модулями, в частности, самым последним модулем Мэнтянь, а также установка панорамной камеры снаружи Вэньтянь, второго модуля станции.

Два тайконавта также установили соединительные элементы между тремя модулями, которые будут использоваться для обеспечения стыковки тайконавтов во время предстоящих работ. Та, что между модулем Вэньтянь и Тяньхэ, была длиной 3,2 метра, а та, что между Мэнтянь и Тяньхэ, - 2,6 метра.

Деятельность России на МКС

В завершение трех выходов в открытый космос на российском сегменте МКС два космонавта Сергей Прокопьев и Дмитрий Петелин вернулись из космоса в 00:05 по московскому времени, спустя 6 часов 25 минут. Для Прокопьева это был третий внекорабельный выход, а для Петелина - первый. Основной целью выхода в открытый космос было завершение установки радиатора в модуле "Рассвет" - задачи, которая еще является частью операций по установке модуля "Наука" на МКС.

Другими задачами были установка адаптера для роботизированной руки ERA на модуле Рассвет и установка замка для неподвижной руки Стрела. Последняя представляет собой штангу, которая используется для облегчения транспортировки и перемещения космонавтов за пределы станции.