Определения

Транснептуновый объект

Сравнительные размеры крупнейших ТНО и Земли

Транснептуновый объект (ТНО) - это небесное тело, обращающееся вокруг Солнца на расстоянии большем, чем Нептун, восьмая и самая удаленная из известных крупных планет нашей Солнечной системы. Эти объекты представляют собой разнообразную и интригующую популяцию ледяных тел, расположенных в самых внешних областях Солнечной системы, и позволяют получить ценные сведения о ранней истории и формировании нашего космического соседа. Транснептуновые объекты имеют широкий диапазон размеров, состава и орбитальных характеристик, что способствует пониманию динамических и эволюционных процессов в Солнечной системе.

Транснептуновые объекты встречаются в поясе Койпера — области Солнечной системы, простирающейся от орбиты Нептуна (около 30 астрономических единиц, или АЕ, от Солнца) до примерно 50 АЕ. Пояс Койпера назван в честь голландско-американского астронома Джерарда Койпера, который впервые предположил существование такого региона в 1951 году. Он населен различными ТНО, включая подкатегории классических объектов пояса Койпера, резонансных объектов и объектов рассеянного диска. Помимо пояса Койпера, некоторые ТНО могут быть обнаружены в еще более удаленных регионах, таких как рассеянный диск, облако Оорта и облако Хиллса.

Типы транснептуновых объектов

Классические объекты пояса Койпера

Классические объекты пояса Койпера — это ТНО, имеющие относительно стабильные орбиты с низким эксцентриситетом и часто встречающиеся в области, известной как "холодный классический пояс Койпера". Эти объекты имеют четко очерченные орбиты и, как полагают, оставались относительно невозмущенными с момента своего образования. Яркими примерами являются Плутон, Хаумеа, Макемаке и Оркус.

Резонансные объекты

Резонансные ТНО — это объекты, которые находятся в определенном орбитальном резонансе с Нептуном, т.е. их орбитальные периоды находятся в точном соотношении с орбитальным периодом Нептуна. Наиболее известным из них является Плутон, который находится в резонансе с Нептуном в соотношении 2:3, т.е. на каждые три орбиты Нептуна он совершает две орбиты вокруг Солнца. К другим резонансным ТНО относятся Плутино (находится в таком же резонансе 2:3, как и Плутон) и Туотинос (находится в резонансе 1:2 с Нептуном).

Объекты с рассеянным диском

Объекты рассеянного диска — это ТНО с сильно эксцентричными и часто наклонными орбитами. Они были смещены со своих первоначальных орбит в результате гравитационного взаимодействия с Нептуном и другими планетами. Некоторые объекты рассеянного диска могут иметь чрезвычайно вытянутые орбиты, которые уносят их к самым дальним рубежам Солнечной системы. Эрис, крупнейший из известных ТНО, является объектом рассеянного диска.

Характеристики

Транснептуновые объекты состоят преимущественно из льда, такого как вода, метан и аммиак, а также небольшого количества камней. Эти ледяные тела являются остатками ранней Солнечной системы и позволяют получить ценные сведения о ее составе и истории. Изучение ТНО позволяет пролить свет на условия, существовавшие в период формирования Солнечной системы.

Характеристики поверхности ТНО могут сильно различаться. Некоторые из них имеют сложные геологические характеристики, включая признаки криовулканизма, ударные кратеры и вариации поверхности. Эти особенности дают представление об истории объекта и процессах, которые формировали его с течением времени.

Открытие и исследование

Со времени открытия Плутона в 1930 году изучение транснептуновых объектов значительно продвинулось вперед. Технологический прогресс и усовершенствованные методы наблюдений, включая использование космических телескопов, таких как космический телескоп Хаббл, и специальных наземных наблюдений, позволили открыть тысячи ТНО.

Также было запущено несколько космических миссий для изучения ТНО вблизи. Так, например, в 2015 году космический аппарат НАСА New Horizons совершил пролет Плутона, получив беспрецедентные изображения и данные об этом далеком мире.

Транснептуновые объекты представляют собой интересную и разнообразную популяцию небесных тел, обитающих во внешних областях нашей Солнечной системы. Они позволяют получить ценные сведения о формировании, эволюции и динамике Солнечной системы. Дальнейшее изучение и исследование ТНО обещает открыть еще больше тайн далеких областей нашего космического соседства.