ГеологияПланетология

Только что установлена причина самого сильного землетрясения на Марсе за всю историю наблюдений

Землетрясение, зафиксированное на Марсе космическим аппаратом InSight 4 мая 2022 года, стало самым сильным за всю историю миссии. Учитывая его сходство с другими событиями, связанными с образованием новых кратеров, исследователи быстро заподозрили метеоритный источник. Однако исследования в этой области оказались неубедительными. Поэтому исследователи склоняются к другому варианту происхождения.

Новый кратер отсутствует

4 мая 2022 года миссия НАСА InSight зафиксировала сейсмические волны от события магнитудой 4,7 (±0,2). Это событие, обозначенное в каталоге как S1222a, было крупнейшим за всю миссию и имело характеристики, охватывающие все ранее идентифицированные семейства марсотрясений.

Учитывая, что его сейсмический сигнал был похож на предыдущие землетрясения, которые, как известно, были вызваны ударом метеороида, команда миссии посчитала, что это событие также могло быть вызвано подобным ударом. Поэтому был начат международный поиск нового кратера.

Для этого команда обратилась за помощью к нескольким агентствам, включая Европейское космическое агентство, Китайское национальное космическое агентство, Индийскую организацию космических исследований и Космическое агентство Объединенных Арабских Эмиратов. Все они располагают действующими зондами, находящимися на орбите вокруг Красной планеты.

Каждое из этих агентств изучало данные своих орбитальных аппаратов, пытаясь выявить наличие нового кратера или каких-либо других признаков, свидетельствующих о столкновении (например, облака пыли). В итоге за несколько месяцев исследований не удалось обнаружить никаких новых впадин на снимках низкого, среднего и высокого разрешения.

Тектоническое происхождение

Таким образом, исследователи с высокой степенью уверенности пришли к выводу, что событие S1222a не связано с падением метеороида. Единственное объяснение, согласующееся с современными наблюдениями, — это подземный тектонический источник.

Однако следует отметить, что сегодня на Марсе нет активной тектоники плит. Вместо этого авторы считают, что это событие, скорее всего, было вызвано снятием напряжений в марсианской коре. Эти напряжения являются результатом миллиардов лет охлаждения и сжатия различных частей планеты с разной скоростью.

"Мы все еще не до конца понимаем, почему некоторые части планеты, по-видимому, испытывают больший стресс, чем другие, но результаты, подобные этим, помогают нам в дальнейших исследованиях", — отмечает доктор Бенджамин Фернандо из Оксфордского университета. "В один прекрасный день эта информация может помочь нам понять, где люди могут безопасно жить на Марсе, а каких районов следует избегать".

Совместные усилия

Помимо результатов этой работы, это также первый случай сотрудничества всех орбитальных миссий, работающих на Марсе, в рамках одного проекта. "Этот проект представляет собой огромные международные усилия, направленные на раскрытие тайны S1222a, и я невероятно благодарен всем миссиям, которые внесли в него свой вклад. Я надеюсь, что этот проект послужит образцом для продуктивного международного сотрудничества в дальнем космосе", — добавляет д-р Фернандо.

"Мы готовы сотрудничать с учеными всего мира, обмениваться научными данными и применять их для получения новых знаний о Марсе, и мы гордимся тем, что предоставили данные цветного имиджера Тяньвэнь-1, чтобы внести свой вклад в эти усилия", — сказал д-р Цзяньцзюнь Лю из Китайской академии наук.

Подробности исследования опубликованы в журнале Geophysical Research Letters.