АстрономияНовостиПланетология

Титан, вероятно, непригоден для жизни

Недавно было проведено исследование возможности существования жизни в подземном океане Титана, крупнейшего спутника Сатурна. Однако результаты говорят о том, что эта среда, скорее всего, непригодна для жизни. Это уменьшает наши надежды на обнаружение форм жизни в этом ледяном мире.

Титан, многообещающий мир

Титан, крупнейший спутник Сатурна, является интересным небесным объектом благодаря своим уникальным характеристикам, которые делают его одним из самых интригующих направлений для исследований в нашей Солнечной системе. У него плотная атмосфера, состоящая в основном из азота, со следами метана и этана. Это единственный известный спутник в нашей Солнечной системе со значительной атмосферой. Плотная атмосфера вызвала интерес ученых, поскольку она способствует созданию сложной метеорологии с такими явлениями, как метановые ливни и озера органических жидкостей на его поверхности.

Поверхность спутника также покрыта водяным льдом и ледяными породами. Эти геологические особенности побудили провести сравнение с ледяными спутниками Юпитера и Сатурна, такими как Ганимед и Европа, а также с другими объектами во внешней части Солнечной системы. Наконец, данные, собранные НАСА и зондом "Кассини-Гюйгенс" Европейского космического агентства, позволяют предположить наличие подземного океана жидкой воды под поверхностью.

Из-за наличия жидкой воды под поверхностью и сложности окружающей среды этот спутник считается потенциальным кандидатом на обитание внеземных форм жизни, сильно отличающихся от земных. Однако результаты недавнего исследования ставят этот оптимизм под сомнение.

Недостаточно углерода

В данном исследовании изучалось количество органических молекул, перенесенных с поверхности Титана в его подземный океан. Эти органические молекулы, в основном образующиеся в результате столкновения с кометами, являются важнейшими элементами для оценки способности среды поддерживать жизнь. В частности, исследователи изучили количество переносимого углерода — важнейшего элемента, необходимого для жизни, как мы ее знаем на Земле.

Анализ проводился на основе моделей и данных, полученных в результате наблюдений за ударными кратерами. В результате падения комет на ледяную поверхность Титана происходят процессы плавления, которые приводят к образованию бассейнов с жидкой водой. Соприкасаясь с органическими веществами, присутствующими на поверхности, эти бассейны позволяют органическим соединениям переноситься в подземный океан.

Исследователи использовали предполагаемые скорости столкновения с поверхностью Титана, чтобы оценить количество комет разных размеров, которые будут ударять Титан каждый год на протяжении всей его истории. Эта оценка была использована для прогнозирования потока воды, несущей органические вещества с поверхности Титана в его недра. К сожалению, анализ показал, что органическое вещество переносится в относительно небольших количествах. Таким образом, отсутствие достаточного количества углерода в подземном океане Титана позволяет предположить, что необходимое сочетание воды и углерода, критически важное для жизни, как мы ее понимаем, труднодостижимо в этом конкретном регионе Титана.

Хотя это открытие разочаровало тех, кто надеялся найти признаки жизни во внешней части Солнечной системы, оно также поднимает ряд новых интересных вопросов. Миссия НАСА Dragonfly, запланированная на 2028 год, приобретет новый смысл в свете этих результатов. Изучая пребиотическую химию Титана, Dragonfly может предоставить важнейшую информацию о том, как образуются и самоорганизуются органические соединения. Это поможет нам понять происхождение жизни на Земле и за ее пределами.

Подробности исследования опубликованы в журнале Astrobiology.