Палеонтология

Тираннозавр был более медленным, чем считалось ранее

Новое моделирование, основанное на движении хвоста тираннозавра, показало, что средняя скорость ходьбы этих животных составляет чуть менее 5 км/ч. Для сравнения: это средняя скорость ходьбы человека.

Тираннозавр, который жил на территории современной западной части Соединенных Штатов между 66 миллионами и 68 миллионами лет назад, возможно, является самым культовым из хищных динозавров. По данным Американского музея естественной истории, взрослая особь имела бы длину около двенадцати метров и высоту 3,6 метра, и весом в среднем от пяти до семи тонн. Тогда возникает вопрос: как быстро могло двигаться такое большое животное?

Рассмотрим хвост Тираннозавра

Несколько лет назад исследователи ответили на этот вопрос, изучив массу и высоту бедер хищника, иногда включающую длину шага сохранившихся следов стопы. По этим оценкам, скорость Тираннозавра составляет от 7,2 до 10,8 км/ч.

В новой работе исследователи из Свободного университета Амстердама исследовали роль, которую играет вертикальное движение хвоста тиранозавра.

"Хвосты динозавров естественным образом повлияли на то, как они двигались во многих отношениях", — говорит Паша ван Бийлерт ван Бийлерт, который руководил исследованием. "Он не только служил противовесом, но и создавал большую часть силы, необходимой для движения тела вперед, благодаря двум большим мышцам (каудофеморальные мышцы), способным оттягивать ноги назад при каждом шаге".

Исследователи рассчитали скорость ходьбы Тираннозавра, моделируя движение этого гибкого хвоста.
Согласно симуляциям, хвост знаменитого тираннозавра во время ходьбы размахивал бы вверх-вниз. Эти движения накапливали и высвобождали энергию через растягивающиеся связки. Когда ритм качающегося хвоста достигает резонанса (наибольшая реакция движения с наименьшими усилиями), тогда этот ритм может "указывать частоту шагов животного во время неторопливой прогулки", пишут авторы.

Менее 5 км/ч

В этой работе основное внимание уделялось взрослому экземпляру, известному как "Трикс", останки которого хранятся в коллекции Центра биоразнообразия "Naturalis" в Лейдене, Нидерланды. Исследователи отсканировали и смоделировали кости в его хвосте, обратившись к отметкам на позвонках, подчеркивающих места прикрепления его связок. Из этой цифровой реконструкции костей и связок они затем создали биомеханическую модель хвоста животного.

"Модель хвоста дает вам вероятную частоту/ритм шага для Тираннозавра, но вам также необходимо определить расстояние, пройденное с каждым шагом", — отмечают исследователи. Для этого они сделали шаг тираннозавра чуть меньшей длины, чем Трикс, а затем связали его с его размерами. На основании этих расчетов длина шага Трикса составила около 1,9 м. Наконец, они рассчитали скорость ходьбы, умножив частоту шага на длину шага.

В результате согласно этой работе, средняя скорость ходьбы Тираннозавра составила около 4,6 км/ч, что значительно ниже, чем по предыдущим оценкам.

Тем не менее это исследование фокусируется на движении хвоста вверх и вниз, "но боковые движения не учитываются", сказал Джон Хатчинсон из Королевского ветеринарного колледжа в Хартфордшире, Великобритания. Эта гибкая модель хвоста, тем не менее, интересна. Следующим шагом будет оценка максимальной скорости работы Тираннозавра.