АстрономияНовостиПланетология

Телескоп SOFIA подтвердил, что на Венере нет фосфина

Наблюдения SOFIA (Стратосферная обсерватория инфракрасной астрономии) подтвердили отсутствие следов фосфина в атмосфере Венеры. В 2020 году группа исследователей из Великобритании объявила, что нашла доказательства присутствия этого газа в атмосфере второй планеты Солнечной системы. Однако SOFIA опровергает результаты, полученные два года назад, проводя наблюдения за атмосферой Венеры в условиях, которые нельзя назвать простыми.

Фосфин, или фосфид водорода, считается маркером жизни, поскольку он производится на Земле микробами, которые могут жить даже в отсутствие кислорода. Поэтому открытие фосфина на Венере вызвало большой ажиотаж среди научного сообщества, которое провело несколько наблюдательных кампаний, чтобы подтвердить или опровергнуть эту новость.

Среди них группа исследователей использовала спектральные данные, собранные SOFIA, чтобы оценить количество этого газа в атмосфере Венеры. Из полученных результатов не было обнаружено никаких признаков фосфина. Даже если бы он присутствовал, это было бы 0,8 частей фосфина на миллиард, что гораздо меньше, чем объявленная первоначальная оценка.

SOFIA наблюдал за атмосферой Венеры во время трех полетов в ноябре 2021 года. Благодаря высокому спектральному разрешению он смог исследовать присутствие фосфина на высоте от 75 до 110 километров от поверхности Венеры. В том же диапазоне высот, в котором ранее был идентифицирован фосфин.

Проект SOFIA и наблюдение Венеры

SOFIA - это космическая обсерватория, работающая с 2014 года до сентября 2022 года. Созданный в результате сотрудничества НАСА и Германского космического агентства, телескоп SOFIA смог провести наблюдения за небом Земли с борта самолета, которые были бы невозможны при использовании наземных телескопов. К ним относятся обнаружение атомарного водорода на Марсе и обнаружение молекулярной воды на видимой стороне Луны.

Последнее открытие с участием SOFIA - это отсутствие фосфина на Венере, которое было подтверждено благодаря сложным, но хорошо подготовленным наблюдениям, проведенным командой, управлявшей воздушным телескопом во время наблюдательной кампании в небе Земли.

Boeing 747, модифицированный для размещения телескопа SOFIA

Наблюдение Венеры и изучение ее атмосферы - задача, потребовавшая больших усилий со стороны SOFIA и ученых, руководивших наблюдениями. Для достижения желаемых результатов команде и самому телескопу пришлось столкнуться с рядом трудностей.

• Ее можно наблюдать в ограниченный период времени, примерно через полчаса после восхода солнца.
  • Для неё характерны фазы, схожие с фазами Луны, что затрудняет выравнивание телескопа и планеты.
  • Она находится на расстоянии около 108 миллионов километров от Солнца: близость к нему заставляет избегать солнечных лучей, чтобы не повредить телескоп.

Несмотря на эти трудности, которые были преодолены после более чем двухмесячной подготовки, телескоп SOFIA достиг ожидаемых результатов. Еще одно подтверждение того, что Венера не имеет в своей атмосфере фосфина, а значит, и микробных организмов, способных его производить.