АстрономияКосмонавтика

Телескоп Джеймс Уэбб против Хаббла: в чем разница в изображениях?

Телескоп "Джеймс Уэбб" после запуска станет самой мощной космической обсерваторией в истории. Но как его снимки сравнятся с фотографиями Хаббла, истинного эталона в этой области?

Один из них значительно расширил наши представления о космосе и привлек наше внимание своими захватывающими дух изображениями за последние три десятилетия; другой планирует в ближайшие три десятилетия совершить революцию в нашем отношении к Вселенной. Телескоп Джеймса Уэбба часто называют заменой или преемником Хаббла. Однако стоит указать на различия между этими двумя обсерваториями, которые на какое-то время могут даже дополнять друг друга.

Два разных поля наблюдения

С одной стороны, эти два телескопа будут находиться далеко друг от друга в пространстве. Пока "Хаббл" находится на низкой околоземной орбите, JWT будет расположен в 1,5 миллионах километров от Земли на орбите Лагранжа 2 (L2) между Солнцем и Землей. С другой стороны, эти два инструмента не будут "видеть" Вселенную одинаково. В то время как Хаббл наблюдает свет в основном в оптическом и ультрафиолетовом диапазонах (диапазон длин волн от 200 нанометров до 2,4 микрона), JWT предназначен для обнаружения в основном инфракрасного света (от 600 нм до 28 микрон).

"Он будет очень, очень отличаться от телескопа Хаббла", — сказал Клаус Понтоппидан из Научного института космического телескопа в Балтиморе. "И я думаю, это будет фантастика".

Два изображения туманности Карина, сделанные космическим телескопом "Хаббл". Один (слева) - в видимом свете, другой - в инфракрасном.

Обратите внимание, что хотя телескоп Джеймса Уэбба будет наблюдать в основном инфракрасный свет, он все же сможет увидеть красную/оранжевую часть спектра видимого света. Золотое покрытие на зеркалах поглощает синий свет видимого спектра, но отражает желтый и красный видимый свет, который будет обнаружен.

Хотя это не является его основной наблюдательной функцией, "Хаббл" также имеет возможность наблюдать некоторые инфракрасные лучи. В 2013 году команда телескопа опубликовала превосходное инфракрасное изображение туманности Конская голова в честь 22-й годовщины его запуска.

Туманность Конская голова в созвездии Ориона в инфракрасном свете.

С 1990-х годов "Хаббл" регулярно предоставляет нам захватывающе четкие изображения, показывая звезды и галактики, как никогда раньше. Угловое разрешение JWT будет таким же. Другими словами, его изображения будут такими же четкими, как и у его "предшественника".

Однако JWT предлагает зеркало гораздо большего размера: 6,5 м в ширину по сравнению с 2,4 м. Это позволит ему исследовать Вселенную глубже, обнаруживая объекты в десять или сто раз слабее, чем то, что может наблюдать Хаббл.

Его инфракрасный взгляд в конечном итоге будет достаточно мощным, чтобы пронзить самые плотные облака космической пыли, за которыми находятся первые звезды и галактики, образовавшиеся после Большого взрыва.