Астрономия

Телескоп "Джеймс Уэбб" показал загадочный звездный "кошачий хвост"

На новых снимках JWST виден изогнутый "кошачий хвост" из пыли, удаляющийся от второго планетарного диска Беты Живописца.

Новые изображения, полученные космическим телескопом "Джеймс Уэбб", показали странную нить пыли в форме кошачьего хвоста вокруг близкой ювенильной звезды Бета Живописца. Как мы можем объяснить образование такой структуры?

Космическая лаборатория

Бета Живописца — звезда, расположенная примерно в 63 световых годах от Земли в созвездии Живописца. Это относительно молодая звезда, ее возраст оценивается менее чем в двадцать миллионов лет, что делает ее одной из самых молодых звезд в нашей галактической окрестности. Для сравнения, возраст Солнца, нашей собственной звезды, составляет около 4,6 миллиарда лет.

Эта звезда представляет особый интерес для астрономов из-за характерного протопланетного диска, который ее окружает. Этот диск состоит из горячего газа и пыли, создавая благоприятную среду для возможного формирования планет, спутников и астероидов. Наблюдая за ним, астрономы могут получить важнейшую информацию о первых этапах формирования планет и других небесных объектов в нашей галактике.

Странный "кошачий хвост"

Звезду окружает и второй диск, обнаруженный в 2006 году космическим телескопом "Хаббл". Более тусклый, чем первый, он вращается вокруг Беты Живописца под небольшим углом к основному диску.

Недавно астрономы решили исследовать этот второй диск с помощью телескопа имени Джеймса Уэбба, который способен видеть сквозь пылевую пелену благодаря своим возможностям наблюдения в инфракрасном диапазоне. На снимках, сделанных JWST, обнаружилась необычная особенность: своеобразный кошачий хвост, состоящий из не очень плотного материала.

Одна из гипотез образования этого хвоста предполагает столкновение астероида с протопланетой, в результате которого часть материала из диска была выброшена наружу. Затем этот смещенный материал был сформирован светом звезды, создав хвостообразную структуру.

Исследователи считают, что это столкновение могло произойти около ста лет назад, хотя воссоздать кошачий хвост с помощью компьютерных моделей очень сложно.

Кроме того, новые данные JWST выявили еще один сюрприз: два диска Беты Живописца имеют разную температуру. Вторичный диск заметно горячее основного, что позволяет предположить органический состав материала вторичного диска, преимущественно темного цвета.

Эти открытия добавляют еще один слой загадок в наше понимание сложных процессов, управляющих формированием звезд и их планетарных систем.