Астрономия

Телескоп Джеймс Уэбб обнаружил вопросительный знак в космосе

На последнем снимке, полученном с телескопа Джеймс Уэбб, замечен фоновый объект, странно напоминающий по форме гигантский вопросительный знак. Что это может быть? У астрономов есть идея.

Знак препинания в космосе

Несколько недель назад астрономы с помощью телескопа "Джеймс Уэбб" наблюдали объект Herbig-Haro 46/47. Эта система, расположенная в созвездии Ориона, представляет собой две струи газа и пыли, распространяющиеся на расстояние нескольких световых лет от двух молодых формирующихся звезд. Однако если приблизить изображение (внизу в центре), то можно увидеть астрономическую особенность, которая с нашей точки зрения подозрительно похожа на вопросительный знак.

В ответ на запрос сайта Space.com представители Научного института космического телескопа (STScI), управляющего научными операциями обсерватории, предположили, что этот космический знак вопроса может быть далекой галактикой или парой взаимодействующих галактик.

Вероятно, это приливной хвост

Прохождение двух галактик очень близко друг к другу может привести к образованию "мостов" материи, соединяющих их центры. Они могут образовываться в результате переноса газа и звезд из одной галактики в другую в результате гравитационного взаимодействия. Известно также, что некоторые взаимодействия между галактиками могут быть асимметричными, то есть одна галактика может существенно искажать другую, не получая ответного искажения. Это может приводить к появлению странных и неожиданных форм.

Наконец, в более классическом виде мы знаем, что две галактики, сближающиеся друг с другом, испытывают влияние гравитационных сил друг друга, что может искажать их форму и структуру. Это особенно характерно для спиральных галактик. Внешние части галактик, в частности звезды, газ и пыль, расположенные вдали от центрального ядра, оказываются более чувствительными к этому гравитационному воздействию. Эти внешние области могут быть "оторваны", образуя "приливные хвосты".

По мнению Мэтта Каплана, доцента кафедры физики Иллинойского государственного университета, именно это, вероятно, и происходит в данном случае. По его мнению, этот космический "знак вопроса" означает, что происходит слияние двух галактик. Тогда отчетливая форма верхнего объекта будет представлять собой большую из двух галактик, искаженную гравитационными силами.