АстрономияАстрофизика

Тайна сверхмассивной черной дыры, "изгнанной из своей галактики", наконец-то раскрыта?

Изображение объекта, наблюдаемого с помощью космического телескопа Хаббл. Мы видим излучение в ультрафиолетовой части спектра. Посередине: ультрафиолетовое изображение местной галактики без выпуклости, наблюдаемой с края (IC 5249). Внизу: видимая часть спектра. Сходство очевидно.

Тайна сверхмассивных черных дыр продолжает захватывать научное сообщество, поскольку эти космические монстры, как известно, трудно обнаружить и изучить. Поэтому, когда они ведут себя так, как раньше не наблюдалось, возникает множество гипотез. Недавно астрономы обнаружили аномалию во Вселенной, которую они интерпретировали как сверхмассивную черную дыру, выброшенную из своей галактики. Однако не все согласны с такой интерпретацией. Некоторые ученые сейчас предполагают, что это может быть просто плоская галактика, увиденная со стороны. Более точные наблюдения, которые ожидаются с помощью различных телескопов, прояснят эту ситуацию.

В коллективном воображении черные дыры часто ассоциируются с идеей разрушения, как прожорливые образования, которые поглощают все, что находится вблизи их гравитационного поля. Однако некоторые черные дыры могут вести себя необычным образом.

В отличие от обычного образа черной дыры, пожирающей звезды подобно космическому Пакману, быстрая черная дыра, случайно запечатленная космическим телескопом Хаббл, оставляет за собой невиданный ранее "след" из молодых звезд на расстоянии 200 000 световых лет, что вдвое больше диаметра Млечного Пути. Черная дыра движется со стремительной скоростью 1600 км в секунду, слишком быстро, чтобы успеть поглотить материал, говорится в релизе NASA.

Для объяснения этого явления были предложены две основные теории, но они взаимно противоречат друг другу. Первая, поддерживаемая исследователями из Йельского университета, предполагает, что эта сверхмассивная черная дыра была изгнана из центра галактики-хозяина гравитационной силой, возникшей в результате взаимодействия трех черных дыр. Теперь она находится в постоянном бегстве по Вселенной.

Астрономы признают, что для подтверждения их выводов потребуются дальнейшие исследования - в том числе с помощью космического телескопа NASA "Джеймс Уэбб" и рентгеновской обсерватории "Чандра". Они также признают возможность других интерпретаций этого открытия в ходе дальнейших исследований.

Так, вторая гипотеза исходит от Института астрофизики Канарских островов (IAC), согласно которой это плоская галактика, наблюдаемая со стороны. Результаты этой работы были опубликованы в журнале Astronomy and Astrophysics Letters.

Разгадка тайны, которая будоражит наше воображение

Авторы нового исследования пришли к выводу, что эта нетипичная структура звезд может быть интерпретирована как галактика без выпуклости, наблюдаемая сбоку. Этот тип галактик, также известный как "тонкие" (или плоские) галактики, встречается относительно часто. Хорхе Санчес Альмейда, научный сотрудник IAC и ведущий автор исследования, поясняет в своем заявлении: "Движения, размер и количество звезд согласуются с тем, что наблюдалось в галактиках в локальной Вселенной. Радует, что удалось разгадать эту загадку, новый предложенный сценарий гораздо проще. В некотором смысле это также разочаровывает, потому что мы ожидаем существования убегающих черных дыр, и эта могла быть первой, которую можно было наблюдать".

Чтобы поддержать гипотезу о галактической интерпретации, команда сравнила загадочную структуру с известной местной галактикой без выпуклости, IC5249, которая имеет аналогичную звездную массу, и обнаружила удивительное совпадение.

Мирейя Монтес, исследователь из IAC и соавтор статьи, говорит: "Когда мы проанализировали скорости этой далекой звездной структуры, мы поняли, что они очень похожи на скорости, полученные при вращении галактик. Затем я решил сравнить с гораздо более близкой галактикой и обнаружил, что они необычайно похожи".

Изображения (a и b): сравнение неизвестного объекта с галактикой с краю в местной Вселенной (IC5249). Интенсивность вдоль траектории (c и d) и скорость вращения (e). Оказалось, что этот объект и IC5249 чрезвычайно похожи по всем своим физическим параметрам, что подтверждает идею о том, что "объект" на самом деле является галактикой, наблюдаемой с краю.

Команда также изучила взаимосвязь между массой предполагаемой галактики и ее максимальной скоростью вращения и пришла к выводу, что это "галактика, которая ведет себя как галактика". Игнасио Трухильо, научный сотрудник IAC, принимавший участие в исследовании, добавляет: "Это интересный объект, потому что это довольно большая галактика на очень большом расстоянии от Земли, где большинство галактик меньше".

Более того, если это действительно галактика "без выпуклости", то ее изучение может дать лучшее понимание тех явлений, которые, как считали ученые, в основном формируются из-за отсутствия большого скопления звезд в ее центре. Но в 2013 году некоторые астрономы, используя широкопольный инфракрасный исследовательский аппарат NASA WISE, нашли больше доказательств того, что безвыпуклые галактики, вопреки прежним теориям, содержат в своих центрах сверхмассивные черные дыры.

Будущие наблюдения, в том числе с помощью мощного космического телескопа Джеймса Уэбба, позволят нам изучить этот объект более детально и окончательно определить его точную природу - бегущая черная дыра или "простая" галактика.