Тайна древнего захоронения в Эквадоре: ритуальное жертвоприношение или уникальный погребальный обряд?

Археологи обнаружили загадочное захоронение в Эквадоре, которое может быть связано с ритуальным жертвоприношением. Захоронение, датируемое периодом между 771 и 953 годами нашей эры, содержит останки молодой беременной женщины, а также свидетельства насилия и необычных погребальных практик. Исследование, проведенное под руководством доктора Сары Юнгст и ее команды, было опубликовано в журнале Latin American Antiquity. Оно проливает новый свет на сложные погребальные традиции культуры Мантеньо, доколумбового общества, известного своим развитым сельским хозяйством и монументальной архитектурой.
Необычное и сложное захоронение
Место раскопок, известное как Буэн Сусесо, расположено в регионе, который исторически находился на стыке двух культурных групп — южных Хуанкавилька и Мантеньо дель Норте. Хотя Буэн Сусесо в основном относится к более древнему периоду Вальдивия (3750–1475 годы до нашей эры), некоторые захоронения, включая то, что изучалось в этом исследовании, принадлежат более позднему периоду Мантеньо (771–953 годы нашей эры).
«Буэн Сусесо — это в основном памятник периода Вальдивия, состоящий из U-образного кольца из отходов, очищенной центральной площади и низкого кургана», — объяснила Юнгст. «Захоронение, о котором идет речь, относится к более позднему периоду, связанному с присутствием культуры Мантеньо в долине».
Захоронение, обозначенное как «Захоронение 10», содержало останки женщины в возрасте 17–20 лет, фрагмент черепа второго человека в возрасте 25–35 лет и скелетные останки почти доношенного плода.
Анализ костей молодой женщины показал, что она страдала от множества проблем со здоровьем, включая cribra orbitalia (пористые поражения в глазницах), porotic hyperostosis (поражения черепа) и линейную гипоплазию эмали, состояние, которое оставляет горизонтальные линии на зубах как признак стресса или недоедания в детстве.
Однако больше всего исследователей поразили многочисленные следы порезов, переломы и отсутствие левой ноги и рук, что указывает на насильственную смерть.
«Женщина, вероятно, была почти на последнем сроке беременности, судя по развитию костей плода, поэтому люди, скорее всего, знали о ее беременности», — отметила Юнгст.
Ритуальное жертвоприношение или уникальный погребальный обряд?
В Захоронении 10 археологи обнаружили необычно большое количество погребальных предметов, захороненных вместе с женщиной, включая артефакты культур Мантеньо и Вальдивия. Среди них были раковины моллюсков, зеленый камень из глины, керамические фрагменты, полумесяцеобразные раковины Спондилюсы, обсидиановые лезвия, обожженное подношение и бусы из Спондилюс.
Некоторые из этих предметов, такие как бусы чакира и маскары, были либо уникальны для этого захоронения, либо встречались только в одном другом мантеньском захоронении в Буэн Сусесо. Это говорит о том, что женщина была похоронена иначе, чем другие люди на этом месте.
Исследователи предполагают, что удар по голове мог стать причиной ее смерти, но было ли это преднамеренным или случайным, остается неясным. Однако удаление конечностей непосредственно до или после смерти указывает на ритуальный характер захоронения.
«Европейские хронисты не упоминают об удалении конечностей, но они описывают ритуальные жертвоприношения», — отметила Юнгст. «Итальянский исследователь Бенцони описывает практику человеческих жертвоприношений в прибрежном Эквадоре. Он предполагает, что это делалось для умиротворения богов или просьбы о милости сверхъестественных сил — хотя европейские исследователи часто плохо понимали то, что наблюдали».
Зеленый камень и символизм
Особый интерес вызвал зеленый камень из глины, захороненный вместе с женщиной. Зеленые камни часто встречаются в захоронениях периода Вальдивия и ассоциируются с плодородием и смертью, что может указывать на символическую связь. Наличие беременной женщины в захоронении также может поддерживать эту интерпретацию.
«Захоронение младенцев в особых местах распространено по всему западному побережью Южной Америки, но конкретные ритуалы, связанные с беременностью, не задокументированы», — сказала Юнгст. «Керамика прибрежного Эквадора часто изображает женские фигуры (так называемые фигурки Венеры Вальдивия), и иногда их интерпретируют как беременных, но неясно, какие ритуалы, связанные с беременностью, существовали».
Смерть, беременность и плодородие
Хотя истинная природа Захоронения 10 остается неясной, исследование подчеркивает сложность погребальных практик культуры Мантеньо и ставит новые вопросы о том, как беременность, жертвоприношение и ритуальные верования переплетались в древних эквадорских обществах.
Было ли это захоронение актом насилия, священным подношением или формой почетного погребения, оно подчеркивает богатые культурные и духовные традиции, которые формировали жизнь и смерть доколумбовых народов. Это открытие продолжает вдохновлять археологов на дальнейшие исследования, чтобы раскрыть тайны древних цивилизаций.