АстрономияНовости

Сырье для жизни - было найдено в гейзерах, выходящих из Энцелада

Совместная миссия NASA / ESA Cassini-Huygens раскрыла некоторые удивительные вещи о Сатурне и его системе лун. За тринадцать лет, потраченных на изучение системы - прежде чем погрузиться в атмосферу Сатурна 15 сентября 2017 года - она предоставила наиболее убедительные на сегодняшний день доказательства внеземной жизни. И спустя годы ученые все еще изучают собранные данные.

Например, группа немецких ученых недавно изучила данные, собранные орбитальным аппаратом Кассини вокруг южной полярной области Энцелада, где деятельность шлейфа регулярно отправляет струи ледяных частиц в космос. То, что они нашли, было доказательством органических сигнатур, которые могли быть строительными блоками для аминокислот, той самой вещи, из которой сделана жизнь! Это последнее свидетельство показывает, что жизнь действительно могла существовать под ледяной коркой Энцелада.

Выводы команды появились в исследовании, которое было опубликовано 2 октября в «Ежемесячных уведомлениях» Королевского астрономического общества (и будет опубликовано в ноябрьском выпуске). В состав группы входили несколько геологов из Свободного университета Берлина и Гейдельбергского университета при содействии Саша Кемпфа - главного исследователя Лаборатории атмосферных и космических наук Университета Колорадо (LASS).

Впечатление художника орбитального аппарата Кассини, входящего в атмосферу Сатурна. Предоставлно: НАСА / JPL

С 2018 года ученые знали, что мощные струи Энцелада содержат органический материал, благодаря исследованиям, проведенным многими из тех же членов команды. Эти струи являются результатом гидротермальных выбросов, расположенных на границе ядро-мантия внутри Энцелада. Выбросы из этих вентиляционных отверстий смешиваются с водой из внутреннего океана луны, а затем попадают в космос в виде водяного пара и ледяных зерен.

Перья Энцелада могут достигать до 500 км от поверхности и отвечают за пополнение электронного кольца Сатурна. Для их изучения, команда проверила данные, собранные масс-спектрометр Кассини (INMS) и анализатор космической пыли (CDA). Эти приборы были ответственны за обнаружение органических молекул в ледяных зернах, содержащихся в перьях Энцелада.

После проведения более широкого композиционного анализа спектров, полученных CDA, они сделали открытие. Они обнаружили, что вновь открытые молекулы являются азотсодержащие и кислородсодержащие соединения. На Земле подобные соединения являются частью химических реакций, которые производят аминокислоты, которые являются строительными блоками белковых молекул.

Более того, на Земле гидротермальные жерла обеспечивают энергию, необходимую для этих реакций. В сочетании с тем фактом, что самые древние окаменелые формы жизни были обнаружены вокруг гидротермальных отверстий на дне океана, ученые предполагают, что именно так и возникла жизнь на планете Земля.

На этой иллюстрации показан процесс проникновения органических соединений в ледяные зерна, испускаемые шлейфами с луны Сатурна Энцелад. Предоставлено: NASA / JPL-Caltech.

Ученые полагают, что на Энцеладе эта та же самая деятельность могла вызвать реакции, которые могли бы привести к созданию строительных блоков жизни. Как объяснил доктор Нозаир Хаваджа-постдокторский исследователь из Свободного университета Берлина и Университета Гейдельберга и ведущий автор исследования-в недавнем заявлении для прессы НАСА:

«Если условия верны, то эти молекулы, выходящие из глубин океана Энцелада, могут находиться на том же пути реакции, что и здесь, на Земле. Мы еще не знаем, нужны ли аминокислоты для жизни за пределами Земли, но поиск молекул, образующих аминокислоты, является важной частью головоломки.»

Согласно их выводам, органические молекулы сначала растворились бы во внутреннем океане Энцелада, а затем испарились с поверхности воды. Поднявшись, чтобы достичь трещин в лунной коре, они будут конденсироваться и замерзать, образуя ледяные зерна, которые будут уноситься в космос с восходящим шлейфом. Как только они стали частью электронного кольца Сатурна, их можно было обнаружить с помощью инструмента CDA Кассини.

Эти последние результаты подтверждают открытие команды 2018 года, что органические молекулы периодически всплывают на поверхность изнутри Энцелада. В этом последнем исследовании команда сделала еще один шаг вперед, показав, как эти молекулы, растворенные в океане, могут быть связаны с образованием аминокислот во внутренней части Луны.

Изображение, полученное космическим кораблем НАСА Кассини в 2007 году, показывает перья на Энцеладе. Предоставлено: NASA / JPL / Институт космических наук.

Прежде всего, это еще одно доказательство того, что Энцелад мог поддерживать условия, способствующие обитаемости в его недрах. Между подтвержденным существованием жидкой воды, химическими элементами и гидротермальной активностью, есть все составляющие жизни. В ближайшие годы НАСА и ЕКА планируют направить миссию в Европу для поиска доказательств жизни в ее недрах, таких как «Europa Clippe» и Jupiter Icy Moons Explorer (JUICE).

Из-за открытий, сделанных Кассини, в настоящее время рассматриваются различные концепции миссий, которые будут исследовать Энцелад и Титан. Кто знает? К 2030-м годам человечество может иметь неоспоримые доказательства того, что жизнь за пределами Земли существует не в одном, а в двух или более местах!