АстрономияНовости

SuperBIT: недорогой телескоп, способный конкурировать с Хабблом

Ожидается, что в апреле 2022 года из Новой Зеландии будет запущен уникальный телескоп. Инструмент, получивший название SuperBIT, будет подвешен на гелиевом воздушном шаре в стратосфере Земли. При развертывании он должен получать изображения с высоким разрешением, не уступающие изображениям Хаббла.

Воздушные шары под сверхдавлением

Университеты Дарема, Торонто и Принстона недавно объединили усилия с НАСА и Канадским космическим агентством для разработки нового типа астрономического телескопа. Названый SuperBIT, прибор будет летать на высоте около 40 км, над 99,5% атмосферы Земли, на огромном гелиевом шаре объемом 532 000 кубических метров.

Его последний испытательный полет в сентябре 2019 года продемонстрировал исключительную стабильность наведения с отклонением менее чем на тридцать шесть тысячных градуса в течение более часа. Это должно позволить этому телескопу получать такие же четкие изображения, как у космического телескопа Хаббла, в оптическом и ультрафиолетовом диапазонах.

Такой тип конструкции уже представляли в прошлом, но продолжительность жизни воздушных шаров (несколько ночей) всегда препятствовала их развитию. Здесь НАСА и его партнеры объясняют, что они разработали воздушные шары "сверхдавления", способные удерживать гелий в течение нескольких месяцев.

Дебют телескопа состоится в апреле 2022 года из Ванаки, Новая Зеландия. Переносимый стабильными сезонными ветрами, он несколько раз обогнет Землю, создавая изображение ночного неба. В течение дня он будет занят подзарядкой своих батарей с помощью солнечных панелей.

SuperBIT перед тестовым запуском из Канады в сентябре 2019 года.

При предполагаемом строительном и эксплуатационном бюджете около 5 миллионов долларов США SuperBIT стоит почти в тысячу раз меньше, чем аналогичный инструмент. Более того, такой подход не только дешевле, но и возможность доставить телескоп на Землю, а затем перезапустить его, позволит исследователям устанавливать новые передовые инструменты по мере развития технологий.

"Новая технология воздушных шаров делает посещение космоса дешевым, простым и экологически безопасным", — говорит Мохамед Шаабан из Университета Торонто. "SuperBIT можно постоянно перестраивать и совершенствовать".

Команда, стоящая за проектом, уже имеет дополнительное финансирование для разработки проекта модернизации телескопа с апертуры 0,5 м до 1,5 м. В конечном итоге, возможность собирать больше света в сочетании с более широкоугольными линзами сделает этот инструмент еще более мощным, чем "Хаббл".

Целью полета, запланированного на апрель 2022 года, будет измерение свойств частиц темной материи, которые составляют около 27% от общей плотности энергии наблюдаемой Вселенной. Для этого астрономы будут отвечать за отображение того, как эта невидимая материя изгибает лучи света. Это называется эффектом гравитационной линзы.