Биология

Странные гигантские вирусы обнаружены в американском лесу

Группа исследователей объявила об обнаружении новых гигантских вирусов в лесной почве в Новой Англии (США). Оказалось, что они имеют признаки, ранее не встречавшиеся у других вирусов такого же размера. К ним относятся звездообразные внешние "оболочки" со странными трубчатыми придатками.

Необычные вирусы

Гигантские вирусы представляют собой исключительный класс вирусов из-за их огромных размеров. Размеры этих патогенов обычно составляют от 0,2 до 1,5 микрометра (мкм), что достаточно для того, чтобы их можно было увидеть в оптический микроскоп. Для сравнения: диаметр большинства вирусов, например вируса гриппа, составляет от 0,08 до 0,12 мкм. Естественно, что такие исключительные размеры предполагают более сложные геномы. Они могут содержать до 2,5 млн. пар оснований ДНК, в то время как геномы большинства других вирусов гораздо меньше.

Гигантские вирусы были обнаружены в основном в одноклеточных организмах, таких как амебы. Известно также, что они являются источником инфекций в самых разных средах, включая пресную воду, океаны, почвы и экстремальные условия обитания, такие как арктические озера и вечная мерзлота. Их присутствие в этих многочисленных экосистемах позволяет предположить, что они играют важную роль в регуляции популяций одноклеточных организмов. Кроме того, они были открыты сравнительно недавно, благодаря развитию технологий секвенирования генома и совершенствованию методов обнаружения вирусов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что регулярно обнаруживаются новые.

Невиданные ранее

В 2018 году группа исследователей обнаружила несколько таких вирусов в почве Гарвардского леса в центральной части штата Массачусетс. Совсем недавно исследователи проанализировали образцы почвы из того же леса с помощью просвечивающего электронного микроскопа. В отличие от обычного оптического микроскопа, который использует видимый свет для наблюдения за образцами, здесь для создания изображений с гораздо более высоким разрешением применяются пучки электронов.

В результате визуализации была обнаружена вирусоподобная частица с двухслойной оболочкой, имеющая характерную форму звезды. Команда также обнаружила частицы с выступающими на их поверхности волокнами различной длины, толщины и плотности, что не преминуло их удивить.

"То, что мы обнаружили, — это совершенно новое разнообразие форм, которое мы никогда не видели раньше", — резюмирует вирусолог Матиас Фишер из Института медицинских исследований Макса Планка в Германии.

Гигантский вирус с длинными трубчатыми придатками.

Хотя точные функции этих особенностей пока неизвестны, исследователи предполагают, что некоторые из них могут помогать вирусам лучше связываться с клетками-хозяевами.

В интервью журналу Livescience Маттиас Фишер также отметил, что эти типы гигантских вирусов, скорее всего, не представляют угрозы для человека. Напротив, они являются "очень важными игроками в экосистеме". Почвенные вирусы играют важную роль в круговороте углерода, помогая контролировать численность микробов, таких как бактерии, которые непосредственно влияют на движение углерода в почве.