АстрономияАстрофизика

Странная планетарная система в 150 световых годах от Земли

В галактике существует множество различных систем. У одних звезд много планет, а у других их очень мало или совсем нет. Однако, как правило, у всех этих планет есть одна общая черта: они движутся в плоской плоскости своей звезды. Однако есть и исключения. В качестве примера можно привести систему HD 3167, расположенную на расстоянии 150 световых лет от нас.

Измерения выравнивания пар звезда-планета необходимы для улучшения нашего понимания образования и эволюции экзопланет, особенно планет, которые мигрировали рядом со своей звездой. Ожидается, что индуцированная диском миграция будет поддерживать начальное выравнивание между угловыми моментами протопланетного диска и планетными орбитами. Однако может случиться так, что определенные факторы приводят к несогласованности между вращением звезды и орбитами ее планет.

Определение орбитальной архитектуры этих многопланетных систем позволяет нам различать различные сценарии формирования и миграции. В новом исследовании, опубликованном в журнале Nature Astronomy, команда из Женевского университета (Швейцария) подробно описывает открытие одной из таких систем.

Перпендикулярная система

В 2016 году астрономы уже обнаружили две суперземли (размером между Землей и Нептуном), вращающиеся вокруг звезды HD 3167, расположенной на расстоянии около 150 световых лет от Земли. Теперь мы знаем, что обе они вращаются вокруг своей звезды каждые 30 дней. В 2017 году была обнаружена третья планета, которая совершает один оборот вокруг своей звезды всего за восемь дней.

Даже тогда эта система казалась необычной. Астрономы обнаружили, что две внешние планеты, HD 3167 c и d, вращаются вокруг своей звезды не в одной плоскости, а по полярным орбитам. Другими словами, они вращаются над и под полюсами HD 3167, а не вокруг экватора, как Земля и другие планеты Солнечной системы.

Нахождение экзопланет на полярных орбитах не является чем-то необычным, но на самом деле эта система еще более странная, чем ожидалось. Недавно с помощью прибора ESPRESSO на Очень большом телескопе (Чили) исследователи впервые измерили орбиту самой внутренней планеты HD 3167 b. Согласно расчетам, она развивается в плоской плоскости звезды, как планеты в нашей системе, что означает, что она развивается перпендикулярно HD 3167 c и d.

"Это явно стало неожиданностью", — объясняет Винсент Буррье, ведущий автор исследования. "Это нечто радикально отличающееся от нашей собственной Солнечной системы. Если бы у вас был телескоп и вы смотрели на траектории других планет в системе, они бы двигались вертикально по небу".

Иллюстрация планеты, вращающейся вокруг солнцеподобной звезды HD 85512.

Как можно объяснить такую конфигурацию?

По мнению исследователей, такое смещение может быть результатом присутствия невидимого объекта во внешней части этой системы. По словам Шветы Далал из Эксетерского университета (Англия), есть основания предполагать, что виновником является мир размером с Юпитер, вращающийся вокруг звезды каждые 80 дней. Гравитационное воздействие этой планеты могло вытолкнуть две внешние планеты на их необычные орбиты, в то время как самая внутренняя планета оставалась прикрепленной к звезде из-за своей узкой орбиты.

Обратите внимание, что в нашей системе маленькие внутренние планеты не постигла та же участь из-за их большей орбиты. Все планеты ограничены орбитой Меркурия. Следовательно, они близки друг к другу, что должно было усилить эффект их взаимодействия.