Астрономия

Странная дуга галактик замечена в отдаленной Вселенной

Группа астрономов объявила о том, что им удалось выделить гигантский ряд галактик, простирающийся на 3,3 миллиарда световых лет. Если открытие подтвердится, то это будет одна из крупнейших структур, когда-либо выявленных во Вселенной.

Космологический принцип однородности и изотропии говорит нам, что Вселенная пространственно однородна. Другими словами, его общий вид не зависит от положения наблюдателя. Поэтому каждая часть Вселенной должна быть более или менее похожа друг на друга. Тем не менее в этой модели структуры, простирающиеся более чем на 1,2 миллиарда световых лет, рассматриваются как "несоответствия". Другими словами, этого не должно быть. Однако ясно, что они присутствуют.

Структуры, не поддающиеся пониманию

За последние несколько лет астрономы выделили несколько таких структур. Один из примеров - Великая стена Слоуна, гигантская стена галактик, простирающаяся на 1,5 миллиарда световых лет в диаметре. Или "Стена Южного полюса", аналогичная структура, протянувшаяся на 1,37 миллиарда световых лет.

Но именно Великая стена Геркулес-Северная Корона бьет все рекорды. Эта галактическая нить, расположенная в созвездиях Геркулеса и Северной Короны, простирается на десять миллиардов световых лет. Это самая большая и массивная из известных структур в наблюдаемой Вселенной.

В недавней работе команда из Университета Центрального Ланкашира в Великобритании выявила еще одну подобную структуру, состоящую из галактик, сгруппированных в дугу. Расположенный на расстоянии 9,2 миллиарда световых лет, этот "галактический хвост", как говорят, простирается на 3,3 миллиарда световых лет в диаметре.

"Растущее число крупномасштабных структур, превышающих по размерам предел того, что считается теоретически возможным, становится все труднее игнорировать", — говорит астроном Алексия Лопес, ведущий автор исследования, представленного на 238-м заседании Американского астрономического общества.

Небольшая неуверенность

Для этой работы исследователи использовали данные Слоановского цифрового обзора неба, проанализировав свет более 40 000 квазаров. Это очень яркие галактики, освещенные активностью их центральной сверхмассивной черной дыры.

Когда свет от этих галактик проходит через газ в межгалактическом пространстве, определенные длины волн поглощаются. Эти спектральные линии поглощения могут быть использованы для составления карты распределения материи во Вселенной. Здесь сигнатура этой "галактической дуги" была обнаружена в атомах магния, потерявших электрон. Свет от одного из изученных квазаров, поглощенный этими атомами, казалось, прослеживал квазисимметричную кривую десятков галактик, охватывающую примерно одну пятнадцатую радиуса наблюдаемой Вселенной.

Сама структура невидима невооруженным глазом, но если бы ее можно было увидеть, она занимала бы площадь, примерно в двадцать раз превышающую ширину полной Луны.

Астрономы использовали свет далеких квазаров (синие точки), чтобы отобразить, где этот свет поглощается атомами магния в гало (темных пятнах), окружающих известные галактики. Галактическая дуга расположена в центре изображения. Предоставлено: Алексия Лопес.

Наконец, отметим, что уровень достоверности данной работы составляет 99,9997%, или 4,5 сигма. Поэтому остается еще небольшая степень неопределенности, прежде чем мы сможем дождаться золотого стандарта 5 сигм для полного подтверждения открытия. В настоящее время планируется проведение последующих анализов.