АстрономияНовости

Square Kilometer Array станет самым большим радиотелескопом из когда-либо построенных

На первом заседании Совета обсерватории Square Kilometer Array были реализованы планы действий, которые приведут к сборке крупнейшего в мире радиотелескопа в течение следующего десятилетия. Этот научный инструмент, один из самых амбициозных в XXI веке, обещает решить некоторые из величайших загадок Вселенной.

Готовясь стать свидетелями запуска телескопа Джеймса Вебба (James Webb Telescope), сегодня в центре внимания находится квадратный километровый массив (Square Kilometre Array, SKA), самый большой (будущий) радиотелескоп, когда-либо построенный человеком. Эта невероятная структура будет включать огромное количество радиоприемников, расположенных в двух основных местах. Один будет в Нордкапе, Южная Африка, а другой - в Мерчисоне, Западная Австралия. Ожидается, что он будет полностью запущен к 2030 году, его разрешение и чувствительность сети в сочетании с потрясающей компьютерной поддержкой позволят астрономам глубже заглянуть в космос.

Большой шаг вперед

Международный договор, лежащий в основе этой новой обсерватории, вступил в силу только в прошлом месяце, наконец, позволив создать первый Совет несколько дней назад (проводившийся онлайн из-за пандемии). Последний (наконец) позволил продвинуться в работе над проектом, о котором писали более тридцати лет. "Я думаю, что эта встреча действительно знаменует рождение обсерватории", - сказал профессор Фил Даймонд, первый генеральный директор SKAO, британской некоммерческой компании, которая в настоящее время управляет проектом.

Конкретно, эта первая встреча позволила ввести в действие целый ряд политик, правил и процедур, которые сделают обсерваторию реальностью.

Ядро радиотелескопа MeerKAT в Южной Африке, как ожидается, будет интегрировано в SKA.

Разгадывая загадки Вселенной...

Следующим ключевым шагом, конечно же, будет создание телескопа. Ожидается, что тендеры будут разосланы с июля, а церемонии закладки фундамента намечены на конец этого года. Ожидается, что строительство и эксплуатация SKA в течение этого десятилетия потребует около двух миллиардов евро.

После постройки Square Kilometer Array будет включать в себя сочетание спутниковых тарелок, а также дипольных антенн, которые немного похожи на традиционные телевизионные антенны. Задача будет заключаться в обеспечении эффективной площади сбора в несколько сотен тысяч квадратных метров. Система будет работать в диапазоне частот от 50 мегагерц до 25 гигагерц, что достаточно для того, чтобы телескоп мог обнаруживать очень слабые радиосигналы от космических источников, расположенных на расстоянии миллиардов световых лет от Земли.

Как родились первые звезды ? Что такое "темная энергия", эта таинственная форма энергии, которая, кажется, ускоряет скорость расширения вселенной? Или мы одни в этой огромной вселенной? Беспрецедентная чувствительность СКА может дать ответ на некоторые из самых фундаментальных вопросов астрофизики.

Как и многие крупные объекты, руководители SKA недавно выразили озабоченность в связи с продолжающимся массовым развертыванием спутников. Действительно, если для оптических телескопов суда, движущиеся через поле зрения, могут оставлять полосы на своих изображениях, для радиотелескопов, таких как SKA, именно передачи спутников по нисходящей линии связи могут создавать проблему, создавая помехи.

Тем не менее профессор Даймонд высоко оценил усилия компаний-операторов, таких, как SpaceX и OneWeb, которые привержены конструктивному сотрудничеству с астрономами для уменьшения этого сбоя.