АстрономияНовости

Спутник Сатурна Мимас также имеет под своей поверхностью океан жидкой воды

Самый внутренний из основных спутников Сатурна, диаметром всего 400 километров, с богатой кратерами поверхностью, называется Мимас. Благодаря миссии НАСА "Кассини" мы обнаружили несколько характеристик этого спутника, например, что он имеет очень низкую плотность и, следовательно, состоит в основном из водяного льда и лишь в незначительной степени из каменных пород.

Теперь исследование под руководством доктора Валери Лейни из Парижской обсерватории-PSL, основанное именно на данных "Кассини", показало, что под покрытой кратерами корой Мимаса находится глобальный океан жидкой воды. Внимательно изучив тонкие орбитальные изменения, исследователи смогли определить наличие этого скрытого океана и оценить его размер и глубину.

Это открытие ставит Мимас в ряд спутников с внутренними океанами, включая Энцелад Сатурна и Европу Юпитера, но с уникальным отличием: его подземный океан очень молод и сформировался всего 5-15 миллионов лет назад. Это делает его главным объектом для изучения происхождения жизни в нашей Солнечной системе.

Уже существовала гипотеза о подземном океане

В 2022 году уже была выдвинута гипотеза о том, что Мимас может скрывать подобный сюрприз. Считалось, что на нем выделяется необходимое количество тепла для поддержания подземного океана жидкой воды.

Некоторые моделирования ударного бассейна Гершеля, наиболее яркой особенности поверхности спутника, в сочетании с отсутствием тектоники на Мимасе, подтверждали существование геологически молодого внутреннего океана, окруженного все более тонкой ледяной оболочкой.

Однако, несмотря на такую возможность, сильно изрезанная кратерами поверхность Мимаса заставила ученых считать этот спутник глыбой льда. Это объясняется тем, что большинство океанических миров, таких как Энцелад, обычно имеют трещины и признаки геологической активности. На Мимасе же нет никаких тектонических признаков.

Поэтому Мимас кажется маловероятным кандидатом на роль носителя океана. Настолько, что если бы на ней действительно был океан, то этот спутник представлял бы собой новый класс "невидимых" малых океанических миров, поверхность которых не выдает существования океана.

Основываясь на моделировании ударного бассейна Гершеля на Мимасе, исследователи в 2022 году предположили, что спутник Сатурна может иметь очень тонкую ледяную оболочку, окружающую геологически молодой внутренний океан.

Теперь это (почти) точно: на Мимасе есть океан жидкой воды

Благодаря детальному анализу орбитального движения Мимаса и его приливных взаимодействий с Сатурном на основе данных с зонда "Кассини" ученые пришли к выводу, что его ледяная оболочка скрывает глобальный океан на глубине около 20-30 километров.

Некоторые орбитальные неровности указывают на то, что возраст океана, скорее всего, не превышает 25 миллионов лет, и он продолжает развиваться. Моделирование показывает, что 30-километровая глубина была достигнута совсем недавно, менее 2-3 миллионов лет назад — слишком короткий промежуток времени, чтобы на поверхности Мимаса успели появиться признаки активности.

Таким образом, Мимас представляет собой уникальное окно в ранние стадии формирования океанов на других планетарных телах, кроме Земли, и возможность появления жизни. Кроме того, полученные результаты позволяют предположить, что даже на небольших и, казалось бы, неактивных спутниках могут существовать скрытые океаны, способные поддерживать условия, необходимые для жизни.

С аннотацией исследования 2024 года, опубликованного в журнале Nature, можно ознакомиться здесь. С работой 2022 года, опубликованной в Geophysical Research Letters, можно ознакомиться здесь.