Космонавтика

Спутник с искусственным интеллектом для прогнозирования распространения лесных пожаров

В то время как разрушительные лесные пожары становятся все более распространенными с каждым годом, австралийский университет утверждает, что разработал технологию, которая использует искусственный интеллект, чтобы предвидеть их распространение из космоса.

Предвидение распространения лесных пожаров из космоса

Вот уже несколько лет лесные пожары регулярно попадают в заголовки новостных лент. Несмотря на то, что немногие регионы остаются в стороне, это явление, вызванное глобальным потеплением, вызывает все большую обеспокоенность, особенно в Северной Америке, Амазонии и Австралии. Как сообщается в пресс-релизе, опубликованном 5 июня 2024 года, в Австралии ученые придумали инновационный способ борьбы с этими пожарами. В течение последних нескольких месяцев Университет Южной Австралии (UniSA) возглавлял проект, финансируемый SmartSat CRC - консорциумом промышленных и исследовательских организаций, целью которого является возрождение австралийской космической отрасли путем разработки революционных технологий.

Проект предусматривает запуск спутников типа "Кубсат" с искусственным интеллектом. Цель проекта — более точное прогнозирование распространения пожаров из космоса. Это позволит командам на земле быстрее реагировать на пожары и тем самым сократить число жертв среди людей, животных и растений, а также материальных ценностей.

Возможность обнаружения в 500 раз быстрее

Австралийские исследователи, используя передовые технологии искусственного интеллекта, разработали систему раннего обнаружения дыма от пожара. Преимуществом системы также является ее энергоэффективность. Первый спутник типа "Кубсат" был запущен в рамках миссии Kanyini. Его целью станет мониторинг качества внутренних и прибрежных вод, а также управление земельными ресурсами. Аппарат оснащен датчиком с гиперспектральным изображением, способным улавливать свет в различных длинах волн. Таким образом, команды смогут составлять подробные карты поверхности. По данным UniSA, это устройство может позволить обнаруживать пожары в 500 раз быстрее. Однако следует помнить, что спутники наблюдения за Землей не оснащены средствами анализа полученных изображений в режиме реального времени.

"Как правило, дым — это первое, что можно увидеть из космоса, прежде чем огонь станет достаточно горячим и большим, чтобы датчики смогли его определить. Поэтому раннее обнаружение имеет решающее значение", — говорит Стефан Петерс, главный научный сотрудник проекта.

На этапе обучения ИИ исследователи использовали спутниковые снимки недавних кустарниковых пожаров в Австралии. Машинное обучение позволило ИИ обнаружить дым и, прежде всего, отличить его от облаков. Смоделированный пример оказался успешным, поскольку устройству потребовалось всего четырнадцать минут, чтобы обнаружить проблему и отправить информацию на землю. Команда надеется, что их устройство будет полностью готово к работе на орбите к 2025 году.