Космонавтика

SpinLaunch: гигантская рогатка проходит новое испытание

SpinLaunch - это компания, которая стремится отправлять полезные грузы в космос с помощью гигантской рогатки. Эта техника может резко снизить стоимость космических запусков. Компания только что завершила еще одно успешное (и все еще впечатляющее) испытание в пустыне Нью-Мексико по заказу НАСА.

Несколько месяцев назад мы сообщали о компании Green Launch, которая предлагает доставлять полезные грузы в космос с помощью огромной газовой пушки. Такой подход может сэкономить топливо по сравнению с обычными запусками и, следовательно, снизить цену. Основанная в 2014 году компания SpinLaunch стремится к той же цели, но с помощью собственного метода: гигантской рогатки.

Как это работает?

Сначала небольшая ракета с полезным грузом прикрепляется к концу большого кронштейна из углеродного волокна, который сам помещается в большую круглую вакуумную камеру. Рука начинает вращаться все быстрее и быстрее, достигая скорости более 8 000 км/ч. Затем груз снимается с вращающегося рычага через вертикальную выходную трубу. Затем он проходит через толщу нижней атмосферы Земли и, наконец, достигает стратосферы. В этот момент запускается ракетный двигатель, позволяющий вывести спутник на орбиту.

Согласно SpinLaunch, такой способ запуска может устранить более 70% топлива и конструкций, необходимых для обычной ракеты. Таким образом, компания стремится снизить затраты с десятков миллионов долларов до менее чем 500 000 долларов.

Новое испытание для НАСА

Мы знаем, что НАСА заинтересовано в этой концепции. Американское агентство уже подписало контракт на испытание этого подхода. Это испытание только что прошло в пустыне Нью-Мексико (видео ниже). Для компании это был десятый по счету тест. Его главной целью было выяснить, сможет ли чувствительное научное оборудование на борту небольшой ракеты выдержать интенсивную силу гравитации земли в суборбитальном ускорителе.

Эта полезная нагрузка NASA включала блок сбора данных (DAQ), оснащенный набором датчиков, в который входили два акселерометра, гироскоп, магнитометр, а также датчики давления, температуры и влажности. Достигнув нужной высоты, небольшая ракета развернула парашют, после чего совершила мягкую посадку неподалеку от площадки. Компания не предоставила никакой информации о высоте этого последнего испытания, но в предыдущих запусках объекты достигали высоты более 7,5 км.

Однако впоследствии DAQ был восстановлен. Судя по всему, оборудование выдержало. Теперь исследователям предстоит проанализировать полученные данные. "Данные и информация, собранные в ходе летных испытаний, будут бесценны как для компании SpinLaunch в процессе дальнейшего развития системы орбитального запуска, так и для наших клиентов, которые надеются, что мы обеспечим им устойчивый, недорогой и высокопроизводительный доступ в космос", - говорится в заявлении Джонатана Яни, основателя и генерального директора компании SpinLaunch.

Отметим, что не только НАСА заинтересовано в этом. Airbus, Корнельский университет и компания по доставке спутников Outpost также заинтересованы в этом. Поэтому будут предложены дополнительные тесты. Если все пойдет по плану, SpinLaunch надеется начать предлагать орбитальные запуски своим клиентам к 2025 году.