АстрономияКосмонавтика

SPHEREx: НАСА одобрило проект создания новой космической карты

НАСА официально завершило разработку планов миссии SPHEREx, посвященной всестороннему и детальному картографированию космоса. Это новый класс телескопов, которые будут наблюдать за небом, используя иные подходы, чем Джеймс Уэбб, но с той же целью - понять Вселенную.

В прошлом месяце американское космическое агентство утвердило планы по созданию космического аппарата SPHEREx. Благодаря этой миссии научное сообщество составит карту космоса, как никогда ранее, сканируя все небо каждые шесть месяцев. Запуск запланирован на апрель 2025 года. Наконец-то, как говорит Аллен Фаррингтон, руководитель проекта SPHEREx, можно начать строить и собирать новую космическую карту.

Составление карты Вселенной на 99%

Для того чтобы более детально понять Вселенную и то, что ее составляет, необходимо использовать различные исследовательские подходы. SPHEREx - это космический телескоп, отличный от Хаббла и нового, еще не работающего телескопа Джеймс Уэбб. Он сможет наблюдать 99% космоса каждые шесть месяцев. Этот вид исследования важен как перепись элементов Вселенной. Так же, как важно изучать отдельные галактики, звезды и планеты, не менее важно понимать характеристики этих объектов в среднем. Эти два метода исследования дополняют друг друга: на некоторые вопросы можно ответить только с помощью подробной переписи, на другие - с помощью индивидуальных наблюдений.

Одной из целей миссии является изучение рождения Вселенной сразу после Большого взрыва. Но это еще не все. Благодаря данным SPHEREx можно будет узнать, как формируются и эволюционируют галактики. Будет наблюдаться более 300 миллионов структур, некоторые из них настолько далеки, что свету требуется более 10 миллиардов лет, чтобы достичь Земли. Кроме того, он также сосредоточится на Млечном Пути.

Здесь он будет изучать распространенность фундаментальных для жизни молекул, таких как вода, в так называемых звездных яслях. В этой области газа и пыли рождаются звезды и околозвездные диски, из которых возникают планеты. Передовые технологии, которые будет использовать этот телескоп, позволят все это сделать и, вместе с "Джеймсом Уэббом", станут важным инструментом в руках научного сообщества.

Хотя цели исследования схожи, подходы, используемые SPHEREx и JWST, различны. Как и физические характеристики. Например, в то время как "Джеймс Уэбб" будет детально анализировать отдельные экзопланеты, измерять их температуру, размер и состав, SPHEREx будет анализировать их популяцию. Помимо прочего, такого рода исследования позволят понять, формируются ли в среднем эти миры за пределами Солнечной системы в условиях, благоприятных для жизни.

С инженерной точки зрения, однако, различия очевидны. Джеймс Уэбб с диаметром главного зеркала 6,5 метра удерживает рекорд как самый большой космический телескоп, когда-либо построенный человеком. Напротив, SPHEREx имеет 8-дюймовое зеркало и один 3,2-метровый солнечный щит, по сравнению с солнечным щитом JWST размером с теннисный корт.

Однако между этими двумя самыми современными телескопами есть и сходство. Оба будут вести наблюдение в инфракрасном диапазоне. С помощью спектроскопии они также смогут определить, из чего состоит объект, получив информацию о химических составляющих того, что они наблюдают. Большой масштаб наблюдений миссии SPHEREx не позволит получить подробные результаты по наблюдаемым объектам. Но важность собранных данных сравнима с результатами, которые будут получены с помощью космического телескопа "Джеймс Уэбб".