КосмонавтикаНовостиТехнологии

SpeQtral и Thales Alenia Space будут сотрудничать, чтобы продемонстрировать квантовую связь в космосе

По случаю IAC 2022, проходящего в настоящее время в Париже, компания квантовой связи SpeQtral подписала MOU (Меморандум о взаимопонимании) с Thales Alenia Space. По условиям соглашения, Thales займется разработкой и созданием квантовых наземных приемников для спутника SpeQtral-1 сингапурской компании.

Спутник SpeQtral-1, запуск которого запланирован на 2024 год, является одним из самых первых коммерческих спутников, использующих квантовые технологии для передачи зашифрованной информации. В частности, спутник будет использовать "запутанные" фотоны, которые будут действовать как ключи шифрования, делая связь чрезвычайно безопасной.

Цель первого спутника SpeQtral - понять коммерческие потребности и практическое использование квантовой криптографии. В частности, этот спутник и его технологии будут использоваться и запрашиваться всеми компаниями, заинтересованными в защите своих коммуникаций. SpeQtral будет работать с ними с самого начала, чтобы наилучшим образом определить масштабную услугу.

Квантовая запутанность - это явление, уникальное для квантовой механики и не имеющее аналога в классической физике. Запутанность предсказывает, что при определенных условиях состояние системы (в данном случае фотонов) описывается не как одно состояние, а как суперпозиция нескольких систем. Практическим результатом этого является то, что манипуляция одним таким фотоном приводит к такой же и мгновенной реакции на другой, находящийся в запутанном состоянии, даже потенциально на расстоянии тысяч или сотен километров.

Инфографика о китайском эксперименте QUESS со спутником Miciu. Этот спутник использует принцип работы, очень похожий на принцип работы спутника SpeQtral-1.

Впервые это явление было применено на орбите в рамках китайского эксперимента под названием QUESS в 2016 году. В этом случае китайские ученые установили устройство, которое генерирует пары фотонов в запутанном состоянии, а затем позволяет передавать один из них на землю. В этот момент два фотона, находящиеся на расстоянии сотен километров друг от друга, позволяют осуществить так называемое QKD (Quantum Key Destribution).

Проще говоря, фотоны становятся ключом для шифрования сообщений, так что человеку без этого ключа становится невозможно расшифровать сообщение. Любая попытка перехватить ключ приведет к нарушению запутанного состояния таким образом, что коммуникатор сможет его обнаружить.