Космонавтика

SpaceX возобновляет работу над капсулой Dragon XL, которая будет доставлять груз на Лунный шлюз

3 ноября компания SpaceX получила от НАСА 86 млн долл. на возобновление работ по созданию капсулы Dragon XL, входящей в программу Gateway Logistics Services. В марте 2020 года НАСА выбрало компанию SpaceX для создания этой капсулы, способной снабжать лунную космическую станцию. Контракт, открытый агентством, рассчитан на максимальную сумму в 7 млрд. долл. и заканчивается к 2035 году. До сих пор SpaceX получала только административные гонорары на общую сумму чуть менее 10 млн. долл.

Разработка Dragon XL была срочно приостановлена, чтобы позволить НАСА сосредоточиться на ряде более срочных аспектов проекта Gateway, а также из-за проблем с бюджетом. В настоящее время запуск первых двух модулей новой космической станции планируется не ранее конца 2025 года с помощью тяжелой ракеты Falcon Heavy.

Gateway будет использоваться для размещения астронавтов миссии "Артемида IV", запланированной на 2028 год, и к этому времени все должно быть готово. В феврале Марк Визе, менеджер НАСА по логистике в глубоком космосе, заявил, что работы над Dragon XL возобновятся в конце года, и теперь новое финансирование SpaceX подтверждает его слова. По словам Визе, с момента начала работ до ввода Dragon XL в эксплуатацию пройдет около четырех лет.

Что мы знаем о Dragon XL

Согласно первоначальному проекту, объявленному НАСА, Dragon XL будет предназначен для доставки к шлюзу до пяти тонн. Капсула будет иметь как герметичный отсек, так и отсек для перевозки внешних грузов, как это уже было в случае с Dragon, отправляющимся на МКС. В отличие от нынешних капсул, запуск XL-версии будет осуществляться с помощью тяжелой ракеты Falcon Heavy.

Существенным отличием от нынешних капсул SpaceX является то, что новый Dragon не будет многоразовым. Из официальных изображений, опубликованных НАСА, сразу видно, что Dragon XL имеет цилиндрическую конструкцию с двумя солнечными батареями. Такая форма может позволить на ограниченный период времени значительно увеличить обитаемое (или, по крайней мере, складское) пространство Gateway. Однако это не позволит ему вернуться на Землю для доставки приборов и экспериментов, как это происходит при возвращении с МКС.

Не исключено, что Dragon XL также может стать временным решением с учетом будущего масштабного использования Starship компанией SpaceX. Один из вариантов новой ракеты-носителя уже выбран для доставки человека на поверхность Луны в рамках программы HLS. Лунный корабль Starship будет использоваться во время миссии "Артемида III" и во время IV миссии. Таким образом, известно, что уже в ходе четвертой миссии будет осуществлена стыковка между Starship и лунным шлюзом.

Срок действия проекта Gateway Logistics Services составляет около 12 лет, и НАСА может выбрать и другие компании для разработки капсулы. На самом деле, почти наверняка мы увидим еще как минимум одну капсулу, которая будет поставляться на Лунную станцию. Это японская HTV-X, которая уже находится в разработке и будет использоваться для пополнения запасов МКС с 2025 года.