Космонавтика

SpaceX намерена к 2030 году превратить Starship в орбитальную космическую станцию

В NASA существует программа Collaborations for Commercial Space Capabilities 2 (CCSC2), в рамках которой Агентство сотрудничает с компаниями и частными структурами в области коммерческого освоения космоса. Эта программа, предшествующая другим, более формальным и практическим, активизируется без какого-либо финансирования со стороны Агентства, а лишь при поддержке компании опытом, технологиями, данными и директивами.

В одной из последних итераций программы CCSC2 NASA сотрудничает со SpaceX в области коммерческого развития Starship, а также с семью другими компаниями. Так, появился документ от самого NASA (документы со стороны SpaceX не обнародованы, а со стороны Агентства должны быть обнародованы) с подробным описанием сроков коммерческого развития на НОО, в котором, например, в качестве возможной даты первого запуска Starship с полезной нагрузкой на борту называется начало 2024 года. Этот документ касается только освоения околоземной орбиты, поэтому в нем не рассматривается применение Starship в рамках программы Артемида и для Луны.

По имеющейся информации, компания SpaceX планирует использовать Starship в качестве космической станции, ввод в эксплуатацию которой ожидается в начале 30-х годов. Потенциально пригодный для жизни Starship имеет объем около 1 000 куб. м, что немногим больше, чем герметичное пространство МКС, которое сейчас составляет около 950 куб. м. Это грубые оценки, используемые в качестве сравнения именно из-за прототипной формы проекта и, возможно, еще не окончательной конструкции Starship.

Согласно документам, представленным NASA, первым важным сроком для этого проекта является 2028 год, когда SpaceX должна будет представить предварительный обзор конструкции (Preliminary Design Review, PDR). После этого, в случае одобрения Агентством, проект перейдет из стадии проектирования в стадию строительства.

Потенциал Starship - космической станции

Потенциал Starship как космической станции заключается не только в ее размерах, но и в ее адаптивности. В настоящее время, в ожидании второго испытательного полета, который должен состояться в сентябре 2023 года, Starship уже предполагается использовать в качестве грузового носителя, "капсулы" для доставки космонавтов на околоземную орбиту, к Луне и Марсу. В качестве лунохода и грузового транспорта "из точки в точку" на Землю.

К этому добавляется вариант космической станции, который, пожалуй, был одним из самых очевидных. Starship, как мы видели, хорошо поддается модификации и адаптации, и это может способствовать его трансформации для дальнейшего пребывания на орбите. Так уже было, например, с первой и единственной космической станцией, созданной (пока) полностью в США, — Skylab. Последняя представляла собой орбитальный форпост, созданный на базе последней ступени ракеты-носителя Saturn V.

Новое обновление Starship демонстрирует, прежде всего, адаптивность проекта, а также тот факт, что, несмотря на то, что Starbase является одной из самых наблюдаемых строительных площадок в мире, SpaceX может уже иметь на руках несколько непубличных итераций, обновлений и модификаций.

Например, документ, о котором идет речь, был утвержден еще в мае 2023 года. Однако осенью этого года ожидается еще один важный документ, подготовленный NASA по заданию SpaceX, в котором будут проанализированы состояние и дальнейшие шаги по созданию лунной версии Starship, имеющей принципиальное значение для программы Артемида.