КосмонавтикаНовости

Space Pioneer запустила первую китайскую коммерческую ракету на жидком топливе

В Китае была достигнута важная веха в успешном первом запуске ракеты-носителя Tianlong-2, разработанной пекинской компанией Space Pioneer. Tianlong-2 фактически является первой частной ракетой, разработанной в Китае на жидком топливе.

До этого только другая частная китайская компания LandSpace пыталась разрушить эту "стену" в космической экономике Пекина, но потерпела неудачу во время первого полета. Полет ракеты Space Pioneer также ознаменовал новый мировой рекорд, поскольку она стала первым стартапом, достигшим орбиты с первой попытки.

Ракета-носитель Tianlong-2 стартовала 2 апреля с космодрома Цзюцюань в соседней Внутренней Монголии. Ракета-носитель вывела на низкую орбиту 8-килограммовый малый демонстрационный спутник наблюдения Земли компании Hunan Hangsheng Satellite Technology Co.

Базирующийся в Пекине стартап недавно объявил о новом инвестиционном раунде, в результате которого в 2018 году фонд привлек в общей сложности 438 миллионов долларов США.

Space Pioneer и будущее китайской космической экономики

Способная выводить до 2 тонн на низкую околоземную орбиту, ракета Tianlong-2 имеет конструкцию, типичную для китайских стартапов. Это двухступенчатый аппарат с третьей, т.е. "ударной" ступенью, использующей гидразин. Движущая сила обеспечивается тремя двигателями YF-102 на первой ступени общей тягой 193 тонны. На второй ступени установлен один двигатель Tianhuo-11, разработанный компанией, о котором имеется мало информации. Оба двигателя работают на парафине и жидком кислороде.

Имея высоту 32,8 м и диаметр 3,35 м, Tianlong-2 представляет собой важную разработку для частной китайской аэрокосмической промышленности, которая до сих пор использовала небольшие твердотопливные ракеты-носители, разработанные на основе старых проектов китайских межконтинентальных баллистических ракет. Однако аэродинамический профиль Tianlong-2, похоже, основан на ракете Чанчжэн-2, как и Zhuque-2, ракете конкурента Space Pioneer, компании LandSpace.

Интересной деталью на фотографиях запуска являются GSE, наземные опорные конструкции стартовой площадки. На фотографиях показан очень простой комплекс без постоянных баков, замененный использованием автоцистерн. Такой выбор исключает некоторые возможности Tianlong-2, но обеспечивает большую гибкость в выборе новых стартовых площадок - философия, которая также прослеживается в некоторых американских стартапах, таких как ABL и Astra.

Чтобы вывести Tianlong-2 на китайский рынок, Space Pioneer инвестировала около 600 миллионов долларов США в новый производственный завод в Чжанцзягане, провинция Цзянсу. Новый завод позволит производить 30 ракет-носителей в год и около 500 двигателей в неопределенном будущем. В настоящее время эта производственная линия все еще находится в стадии строительства и должна быть завершена к июню 2023 года.

Государственное присутствие сохраняется

Помимо отличного результата Space Pioneer, существует немаловажная проблема, о которой стало известно несколько недель назад. В действительности, на Tianlong-2 не используются двигатели собственного производства стартапа, не говоря уже о коммерческой структуре на молодом китайском аэрокосмическом рынке.

Двигатели YF-102 производятся компанией AALPT, входящей в состав CASC, крупного китайского государственного гиганта. Это современный двигатель с 3D-печатными деталями, простой и не очень похожий по характеристикам и работе на знаменитый Merlin компании SpaceX. Использование этого двигателя делает дебют Tianlong-2, основной, более сложный и дорогой компонент которого все еще находится в руках крупной государственной компании, несколько менее важным.

Двигатели YF-102 ракеты "Tianlong-2" на этапе запуска.

Однако недавнее обнаружение зависимости Space Pioneer от государства не должно убеждать нас в том, что частные китайские компании являются провальными. Напротив, необходимо признать тот факт, что эти компании все еще находятся на стадии передачи технологий. Space Pioneer имеет или вскоре получит от CASC планы по самостоятельному производству YF-102, до 50 в год. Однако потребуется время, чтобы компания смогла разработать эффективную производственную цепочку, способную в долгосрочной перспективе самостоятельно производить этот важнейший компонент ракеты.

Подпишитесь на нас: Вконтакте / Telegram
Back to top button