АнтропологияНовости

Современные люди появились в Европе на 10 000 лет раньше, чем предполагалось

Фото: E. Daynes

Зуб ребенка, найденный во французской пещере, является самым древним из известных свидетельств существования современных людей в Западной Европе. Фрагмент зуба позволяет предположить, что наши предки эволюционировали там по крайней мере 54 000 лет назад, что примерно на 10 000 лет раньше, чем считалось ранее.

Самые древние окаменелости ранних современных людей за пределами Африки были найдены в Израиле, датируемые 194 000-177 000 лет назад, и, возможно, в Греции, датируемые примерно 210 000 лет назад. Традиционно считается, что Левант сыграл основополагающую роль в расселении наших предков, хотя палеоантропологическая летопись позднего плейстоцена из этого региона до сих пор вызывает споры. Однако в Европе их появление, по-видимому, произошло гораздо позже, возможно, из-за экологических барьеров и/или заселения региона неандертальцами.

До сих пор самые ранние свидетельства существования Homo sapiens в Европе ограничивались периодом от 45 000 до 43 000 лет назад на основании пяти изолированных останков зубов в трех итальянских поселениях. С другой стороны, последние останки неандертальца в Европе датируются периодом от 42 000 до 40 000 лет назад. На самом деле наш вид присутствовал там задолго до этого.

Грот Мандрен в долине Роны когда-то был домом для последовательных групп неандертальцев и Homo sapiens. Однако свежий взгляд на остатки этого каменного убежища раскрывает гораздо более сложную историю.

В ходе последних работ исследователи обнаружили остатки зубов по меньшей мере семи человек в десятке археологических слоев, каждый из которых относится к разным периодам. После анализа было установлено, что шесть из этих особей являются неандертальцами. Однако один из ископаемых молочных зубов, судя по всему, принадлежит ребенку современного человека, жившего около 54 000 лет назад.

Вход в пещеру Мандрен, недалеко от Монтелимара, на юге Франции. Кредиты: Людовик Слимак

Мало того, что возраст зуба этого ребенка отодвигает присутствие нашего вида в этом регионе примерно на 10 000 лет назад, так еще и останки этого человека были обнаружены в слое, зажатом между двумя слоями неандертальцев.

Исследователи давно подозревали, что это скальное убежище было местом встречи неандертальцев и современных людей. Исследователи провели более тридцати лет, тщательно просеивая слои почвы внутри пещеры, обнаружив сотни тысяч артефактов, использовавшихся обоими народами. Мы также знаем, что люди и неандертальцы активно скрещивались между собой. Однако новое исследование свидетельствует не о культурном обмене, а скорее о явном пересечении этих двух видов. Другими словами, популяции неандертальцев и современных людей несколько раз сменяли друг друга на одной и той же территории. В одном случае пещера даже переходила из рук в руки в течение года или около того.

Какой бы ни была причина этих совпадений, эта новая работа, опубликованная в журнале Science Advances, несомненно, вызовет новые разговоры о миграции человечества на Старый континент.