Космонавтика

Сможет ли НАСА вернуть образцы с Марса на Землю? Новая проверка вызывает сомнения

Смелый план НАСА по доставке на Землю образцов Марса для анализа сталкивается с серьезными проблемами, сообщается в новом отчете.

В отчете о проверке программы НАСА по возвращению образцов с Марса (MSR), подготовленном Управлением генерального инспектора агентства (OIG), говорится, что существенными препятствиями являются конструкция, стоимость и сроки.

Цель MSR - вернуть марсианские геологические образцы на Землю для научного исследования. Программа предусматривает высадку на Марс для сбора образцов, взятых марсоходом Perseverance, и запуск этих образцов на встречу с орбитальным аппаратом, который доставит их на Землю.

Perseverance уже находится на Марсе, собирает и хранит образцы. Но в рамках программы еще необходимо построить Sample Retrieval Lander (SRL) и Earth Return Orbiter (ERO), последний разрабатывается и финансируется Европейским космическим агентством (ESA). Согласно отчету OIG, MSR является одной из самых технически сложных, операционно требовательных и амбициозных роботизированных научных миссий, когда-либо предпринимавшихся НАСА.

В отчете отмечаются проблемы с конструкцией, архитектурой и графиком работы системы захвата и возвращения (CCRS). Эти проблемы при проектировании привели к увеличению бюджета примерно на 200 миллионов долларов и срыву графика на один год.

Одной из основных проблемных областей является оценка стоимости жизненного цикла MSR. Есть опасения, что из-за количества и значимости показателей увеличения стоимости на данный момент, оценка в 7,4 миллиарда долларов "преждевременна и может быть недостаточной", - говорится в отчете. Сложность миссии MSR может привести к увеличению расходов на сумму от 8 до 11 миллиардов долларов, отмечается в отчете OIG со ссылкой на отчет Независимого совета по проверке (IRB) за сентябрь 2023 года. Примечательно, что в июле 2020 года расходы составляли от 2,5 до 3 миллиардов долларов.

Эти новые цифры указывают на значительные финансовые проблемы и неопределенность в стоимости программы MSR на протяжении всего жизненного цикла. Проблемы включают инфляцию, проблемы с цепочкой поставок и увеличение запросов на финансирование отдельных компонентов программы.

В отчете также подчеркивается необходимость усиления координации между НАСА и ЕКА. В отчете OIG предлагаются рекомендации по решению этих проблем. Среди них — обеспечение стабильности конструкции CCRS, учет сложности программы в оценках стоимости и сроков (вместо того, чтобы фокусироваться только на внешних факторах), а также пересмотр руководства по предварительному формированию крупных миссий.

В отчете OIG содержится рекомендация для НАСА "разработать план корректирующих действий, включающий извлеченные уроки и рекомендации по результатам исследования крупных миссий [завершенного в 2020 году], чтобы улучшить руководство и практику предварительного формирования крупных миссий".

Руководство НАСА согласилось или частично согласилось в своих ответах на этот доклад.

Программа MSR недавно подверглась политическому давлению из-за постоянно растущей сметы расходов, что усиливает сомнения по поводу продолжения программы. В настоящее время НАСА проводит переоценку общей архитектуры MSR и ее бюджета. Результаты могут быть опубликованы в конце этого месяца.

НАСА также работает в соответствии с резолюцией о продолжении работы, которая замораживает расходы на уровне бюджетных ограничений 2023 года до тех пор, пока Конгресс не согласует расходы на новый финансовый год. В связи с этим Лаборатория реактивного движения НАСА в Южной Калифорнии, основной участник программы MSR, вынуждена увольнять сотрудников, что еще больше сказывается на программе.

Тем не менее многие ученые-планетологи считают MSR миссией, имеющей большое научное значение. Китай, тем временем, работает над собственной миссией "Тяньвэнь-3" по сбору образцов с Марса, которая будет запущена примерно в конце десятилетия.