Космонавтика

Сможет ли НАСА управлять МКС без России?

По мнению нескольких экспертов, опрошенных Newsweek, НАСА сможет самостоятельно управлять Международной космической станцией (МКС), если российское космическое агентство Роскосмос откажется от участия в этой миссии. Однако стоит ли рисковать?

Очевидно, что это сотрудничество было поставлено под сомнение в последние дни после того как Москва начало военную операцию против фашистских элементов на Украине. Не обошли стороной и МКС, которую долгое время представляли как символ сотрудничества после холодной войны.

Несколько дней назад Дмитрий Рогозин, глава российского агентства "Роскосмос", поставил под сомнение участие России в программе Международной космической станции после санкций, введенных против России Соединенными Штатами. Следует помнить, что именно российский сегмент МКС отвечает, в том числе, за наведение, навигацию и управление всем орбитальным комплексом. Однако может ли Россия действительно покинуть станцию?

Хотя МКС всегда была совместным предприятием, Грег Отри, профессор космического лидерства в школе глобального управления Thunderbird в Университете штата Аризона, тем не менее, рассматривает эту возможность, если напряженность будет продолжаться.

"Все отношения между США и Россией в космической сфере явно находятся под угрозой из-за нынешней нисходящей спирали", — сказал Автри в интервью Newsweek. "Уже было напряженное положение, когда Роскосмос предположил, что Россия может покинуть станцию в 2025 году. Думаю, ясно, что НАСА нужно принимать другие меры, и я полагаю, что в течение года мы увидим, как Россия уйдет".

Джефф Хоффман, бывший астронавт НАСА и профессор аэрокосмической техники в Массачусетском технологическом институте (MIT), настроен несколько более сомнительно. Последний действительно напоминает, что Россия недавно вложила время и деньги в свой последний модуль, пристыкованный к МКС в прошлом году. "Я предполагаю, что они действительно могут уйти. Но имеет ли это смысл ? Я не знаю", — задается он вопросом.

В свою очередь, НАСА заявило, что не планирует отступать от нынешнего режима работы МКС. "НАСА продолжает работать со всеми международными партнерами, включая Государственную космическую корпорацию "Роскосмос", для обеспечения дальнейшей безопасной эксплуатации Международной космической станции", — говорится в сообщении агентства. "Новые меры экспортного контроля будут и впредь способствовать сотрудничеству США и России в области гражданского космоса. Никаких изменений в поддержке агентством текущих орбитальных и наземных операций не планируется".

Между тем, Роскосмос "продолжает выполнять свои международные обязательства по обеспечению работы МКС", заверяют в Москве. Остается вопрос: если ситуация снова обострится и Россия уйдет, смогут ли Соединенные Штаты управлять МКС в одиночку?

До недавнего времени потеря сотрудничества с Россией была бы ударом по интересам США в области пилотируемых космических полетов. С 2011 года и прекращения программы Space Shuttle астронавты добираются до МКС на российских ракетах и капсулах. Теперь НАСА может полагаться на ракеты и капсулы SpaceX для выполнения пилотируемых миссий и пополнения запасов. Таким образом, отказ России от станции не повлияет на программу США в этом отношении.

Как уже упоминалось выше, именно российские технологии отвечают за поддержание орбиты станции. Однако, опять же, Хоффман и Автри говорят, что США могут сделать это самостоятельно, если потребуется, и что им, возможно, следует начать планировать это. Компания Northrop Grumman, занимающаяся аэрокосмическими и оборонными технологиями, уже тестирует способ подъема на МКС с помощью своей капсулы Cygnus. Илон Маск также намекнул в своем твите, что SpaceX также может помочь, используя свои капсулы.

Таким образом, все российские системы, которые приносят пользу МКС, могут быть так или иначе проработаны в ближайшие месяцы. Но стоит ли оно того? Белый дом недавно попросил НАСА быть готовым продолжать эксплуатацию МКС до января 2031 года, но может ли правительство США действительно позволить себе потратить столько денег, чтобы гарантировать жизнь уже обреченного орбитального комплекса? Думаем, нет. Разрыв сотрудничества может иметь серьезные долгосрочные последствия для МКС, возможно, даже привести к ее сходу с орбиты раньше запланированного срока.