АстрофизикаНовости

Следы массивной звездной миграции обнаружены в галактике Андромеда

На снимке показаны сложные узоры движения звезд, измеренные с помощью спектроскопического прибора Министерства энергетики США "Темная энергия", свидетельствующие об иммиграционной истории, очень похожей на историю Млечного Пути.

С помощью спектроскопического прибора для анализа темной энергии DESI исследователи обнаружили свидетельства крупного события миграции звезд в Галактике Андромеды. Такие события важны для реконструкции истории галактики и ее космических окрестностей, включая наш собственный Млечный Путь. В будущем с помощью того же прибора будет проанализировано больше периферийных звезд, чтобы выявить структуру галактической миграции Андромеды и разгадать ее неразгаданные тайны.

В течение миллиардов лет галактики растут и эволюционируют, образуя новые звезды и сливаясь с другими галактиками. Эту серию событий называют галактической иммиграцией, и исследователи изучают их по движениям отдельных звезд в галактике и их внешним гало.

До сих пор эта космическая археология была возможна только в нашей Галактике, Млечном Пути. Однако недавно международная группа исследователей обнаружила новые удивительные свидетельства масштабного события миграции звезд в галактике Андромеды (M31), нашей ближайшей галактической соседке.

Результаты были получены с помощью спектроскопического прибора темной энергии Министерства энергетики США DESI, установленного на 4-метровом телескопе Николаса У. Мэйолла в Национальной обсерватории Китт-Пик, программа NOIRLab. Данные DESI раскрывают сложные закономерности в движении звезд, раскрывая историю галактической иммиграции, очень похожую на историю Млечного Пути.

Тысячи иммигрирующих звезд

Команда измерила движения почти 7500 звезд во внутреннем гало Андромеды, обнаружив характерные особенности в положении и движении звезд, которые раскрывают их собственный секрет: эти звезды начали свою жизнь как часть другой галактики, которая затем слилась с М31 около 2 миллиардов лет назад.

Подобные закономерности давно предсказаны теорией, но они никогда не наблюдались так четко ни в одной галактике за пределами Млечного Пути. И детали поражают воображение. Сергей Копосов, астрофизик из Эдинбургского университета и соавтор статьи, представляющей это исследование, сказал:

Мы никогда не видели этого так ясно в движении звезд, как и не видели некоторых структур, возникших в результате этого слияния. Наша складывающаяся картина такова, что история галактики Андромеды похожа на историю нашей собственной галактики, Млечного Пути. Во внутренних гало обеих галактик доминирует одно миграционное событие.

Каждая из точек на этом изображении представляет собой одну звезду в галактике Андромеды, причем движение звезды (относительно галактики) обозначено цветом от синего (движется к нам) до красного (удаляется от нас). Измерения DESI предоставили доказательства массовой миграции звезд в галактике.

Это исследование также проливает свет на историю нашей собственной галактики. Мы знаем, что большинство звезд в гало Млечного Пути образовались в другой галактике, а затем мигрировали в нашу в результате галактического слияния 8-10 миллиардов лет назад.

Изучение остатков похожего, но более недавнего слияния галактик в M31 дает астрономам возможность лучше понять одно из главных событий в прошлом Млечного Пути.

Самый мощный в мире многообъектный обзорный спектрограф

Прибор DESI — единственный в мире, который может выполнять подобные научные исследования благодаря своей невероятной эффективности, производительности и доступному полю зрения. Всего за несколько часов наблюдений DESI удалось превзойти десятилетнюю историю спектроскопии с гораздо большими телескопами.

DESI был построен для картирования десятков миллионов галактик в ближней Вселенной, для измерения влияния темной энергии на расширение Вселенной, и до сих пор является самым мощным в мире многообъектным обзорным спектрографом. Среди прочих возможностей, он может измерять спектры более чем 100 000 галактик за ночь.

Теперь команда планирует использовать DESI для изучения периферийных звезд М31, чтобы раскрыть ее структуру и историю звездной иммиграции с беспрецедентными подробностями. Соавтор Джоан Р. Наджита из NOIRLab говорит: "Удивительно, что мы можем смотреть на небо и читать миллиарды лет истории другой галактики, записанной в движениях ее звезд. И каждая звезда рассказывает свою часть истории".