АстрономияНовости

Скопление галактик использовалось в качестве гигантской рентгеновской линзы

Астрономы Массачусетского технологического института использовали скопление галактик в качестве увеличительного стекла, чтобы наблюдать карликовую галактику, в начальной фазе звездообразования, около 9 миллионов лет назад. Это первый случай, когда гравитационная линза используется для наблюдения объекта в рентгеновском диапазоне.

Они наблюдали синюю точку на небе, которая соответствует очень молодой и намного меньшей галактике, чем Млечный путь; внутри есть очень массивные молодые звезды, это объекты с очень короткой жизнью и обильным излучением в рентгеновских лучах. Астрономы обнаружили это как светящуюся дугу в небе, благодаря искажению, вызванному гравитационной линзой.

"Это небольшое синее пятно, означает, что это маленькая галактика, которая содержит много звезд, очень горячих и массивные, которые сформировались в последнее время" - говорит Мэтью Бейлис, исследователь Кавля Институт астрофизики и космические исследования в Массачусетском технологическом институте. "Эта галактика похож на самую первую галактику, сформировавшуюся во Вселенной, такого типа, которую никто не мог видеть в рентгеновских лучах".

Бэйлисс также утверждает, что это наблюдение является доказательством того, что астрономы могут использовать гравитационные линзы в X-диапазоне для обнаружения чрезвычайно энергичных явлений в древней Вселенной; похожи на изображения, созданные Хабблом в видимом.

"С помощью этой техники мы можем в будущем увеличить отдаленную галактику и датировать разные части; мы могли бы сказать, что в этой части есть звезды, которые образовались 200 миллионов лет назад, тогда как другая часть была сформирована 50 миллионов лет назад, и "разделите их так, как это невозможно сделать сейчас", - говорит Бэйлисс.

Скопление галактик являются самыми массивными объектами Вселенной, в последнее время группа астрофизиков пытались взвесить их, и состоят из тысяч галактик, связанных с большой гравитационной силой. Эти объекты обычно используются для техники «гравитационного линзирования», поскольку их гигантская масса позволяет искажать пространство-время и искривлять траекторию света. Этот метод никогда не применялся в рентгеновских лучах, потому что сами кластеры являются большими излучателями на этих частотах.

Исследователи должны были разработать метод вычитания света из скопления и сделать видимой небольшую галактику, которую нужно наблюдать. Благодаря рентгеновской обсерватории Чандра НАСА, самому мощному рентгеновскому телескопу, они смогли в течение многих месяцев наблюдать кластер Феникс, находящийся на расстоянии 5,7 миллионов световых лет от Земли. Благодаря этим мерам они смогли смоделировать оптические свойства кластера и использовать эту модель для вычитания излучения последнего из данных.