АстрономияКосмонавтика

Сколько стоил космический телескоп Джеймса Уэбба?

Космический телескоп Джеймса Уэбба - самый большой и самый мощный космический телескоп из когда-либо созданных человеком. В настоящее время его запуск запланирован на 18 декабря 2021 года на борту ракеты-носителя Ариан V. В настоящее время общая стоимость JWST составляет 11750 миллионов долларов, или почти 12 миллиардов долларов. Однако эту цифру необходимо рассматривать в контексте и делить между сторонами, участвующими в проекте. Космический телескоп Джеймса Уэбба - это совместная работа НАСА, Европейского космического агентства и Канадского космического агентства.

НАСА взяло на себя большую часть расходов, финансируя проект с самого его начала, а также сборку и проектирование. Стоимость для НАСА составляет $10,8 млрд (уже с учетом инфляции). Стоимость ЕКА составляет $790 млн, а Канады - $158 млн. Эти затраты делают JWST одним из крупнейших и самых дорогих научных проектов, когда-либо осуществлявшихся человеком, наряду с космическим телескопом Хаббл и ЦЕРН в Женеве. Теперь давайте немного подробнее остановимся на этих цифрах.

Стоимость космического телескопа Джеймса Уэбба для НАСА

Проект космического телескопа Джеймса Уэбба официально стартовал в 1996 году с общим бюджетом в 400 миллионов долларов и запланированным запуском в 2007 году. Однако в начале 21 века была проведена полная реструктуризация проекта, в результате которой общий бюджет был увеличен до 4,96 миллиарда долларов, а запуск запланирован на 2014 год. В 2018 году была проведена вторая реорганизация программы, в результате чего общая стоимость составила 8,8 млрд долларов.

Эти деньги были предоставлены проекту отделом астрофизики НАСА. На первый взгляд они могут показаться довольно большими, но, конечно, их нужно рассматривать в контексте. Проект "Джеймс Уэбб" никогда не превышал 1/3 бюджета отдела астрофизики НАСА. Более того, за тот же период, который учитывается в этих цифрах (2003-2026 гг.), федеральное правительство США потратило около 101 триллиона долларов. Это означает, что на каждые 100 долларов США один пенни был использован для финансирования космического телескопа Джеймса Уэбба.

Вклады от ЕКА и ККА

К деньгам, потраченным НАСА, следует добавить деньги, потраченные Европейским и Канадским космическими агентствами (ККА). ЕКА предоставило инструмент NIRSpec, один из четырех научных инструментов на борту телескопа. NIRSpec - это спектрометр, который будет вести наблюдения в диапазоне длин волн от 0,6 мкм до 5 мкм. Кроме того, ЕКА предоставило 50% ключевых компонентов и средства для разработки прибора MIRI. MIRI обеспечит получение изображений в средней инфракрасной области, в диапазоне частот от 4,9 мкм до 28,8 мкм. Его научными целями являются далекие галактики, недавно сформировавшиеся звезды и едва видимые кометы, а также объекты пояса Койпера.

Наконец, ЕКА также предоставило услуги по запуску и выводу телескопа на орбиту с помощью ракеты-носителя Ариан V. Эта ракета-носитель стартует с космодрома Куру во Французской Гвиане. Ариан V был выбран еще в 2005 году из-за его высокой точности и безопасности. Вклад ЕКА в этот запуск составляет около 400 миллионов долларов.

С другой стороны, Канада предоставила датчик точного наведения и научный инструмент для телескопа под названием Near InfraRed Imager and Slitless Spectrograph (NIRISS). Этот прибор будет наблюдать космос в диапазоне длин волн от 0,6 мкм до 5 мкм, дополняя наблюдения в ближнем инфракрасном диапазоне, проводимые NIRSpec и NIRCam. Датчик точного наведения (FGS) - это указатель, используемый для удержания телескопа в правильном положении и наведения его на нужные научные цели.