Общие знания

Сколько раз Земля совершила оборотов вокруг Солнца?

Возраст восьми планет Солнечной системы и их орбитальные периоды позволяют оценить, сколько раз каждая из них обращалась вокруг Солнца за 4,6 миллиарда лет своего существования. А что насчет Земли?

Солнечная система сформировалась около 4,6 миллиарда лет назад. В течение первых сотен миллионов лет после образования между планетами существовал период динамической нестабильности, который привел к серьезным гравитационным возмущениям и изгнанию некоторых планетарных веществ из Солнечной системы. Однако как только этот бурный период закончился, планеты обрели стабильные орбиты, которые с тех пор практически не менялись.

Благодаря этой орбитальной стабильности, наблюдаемой на протяжении 98-99 % времени существования Солнечной системы, можно оценить, сколько раз каждая планета обращалась вокруг Солнца.

Внутренние и внешние планеты

По общим оценкам, четыре внутренние планеты (Меркурий, Венера, Земля и Марс) эволюционировали около 4,5 миллиарда лет, а внешние (Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун) - около 4,59 миллиарда лет.

К сведению, для определения возраста Земли использовалось несколько научных методов. С одной стороны, существует радиометрическое датирование, основанное на радиоактивном распаде нестабильных элементов на более стабильные. Например, уран со временем распадается на свинец. Измеряя соотношение урана и свинца в породе, ученые могут определить время, прошедшее с момента его образования. Различные радиоактивные изотопы имеют разные периоды полураспада, что позволяет распространить датировку на широкий диапазон времени.

Метеориты — это фрагменты материала, не подвергшиеся каким-либо значительным геологическим процессам с момента образования Солнечной системы. Датируя эти камни, ученые могут получить оценку возраста нашей системы, поскольку они сформировались примерно в то же время, что и она.

Знания о том, что другие внутренние планеты сформировались примерно в то же время, основаны на моделях формирования планет и глубоких исследованиях Солнечной системы. Комбинируя другие методы, ученые также смогли разработать целостную модель, предполагающую, что внешние планеты, состоящие в основном из газа, сформировались немного раньше внутренних планет.

Оценка количества орбит одной планеты

Земля, существующая уже 4,5 миллиарда лет, совершила около 4,5 миллиарда оборотов по солнечной орбите. Для сравнения: Меркурий, орбитальный период которого составляет 88 дней, за последние 4,5 миллиарда лет совершил около 18,7 миллиарда оборотов. Венера совершила 7,3 миллиарда оборотов, а Марс - 2,4 миллиарда.

Что касается внешних планет, то Юпитер, орбитальный период которого составляет 4 333 земных дня, по оценкам, совершил 386,9 миллиона оборотов вокруг Солнца за 4,59 миллиарда земных лет, а Нептун, самая далекая планета Солнечной системы, совершил всего 27,9 миллиона оборотов (орбитальный период 60 190 земных дней).

Эти цифры, и без того впечатляющие, в далеком будущем могут удвоиться. Примерно через 4,5 миллиарда лет Солнце превратится в красную гигантскую звезду, которая поглотит внутренние планеты. Орбиты других планет, вероятно, значительно изменятся. Таким образом, путешествия вокруг Солнца могут продолжиться, но в радикально изменившемся космическом контексте.