Общие знания

Сколько лет Земле?

Несмотря на то, что возраст Вселенной составляет около 13,77 миллиарда лет, планета Земля гораздо моложе. По современным оценкам, возраст Земли составляет около 4,54 миллиарда лет, плюс-минус 50 миллионов лет. Как и все остальные тела Солнечной системы, Земля образовалась, когда облако пыли и газа схлопнулось под действием гравитации. Это означает, что наше Солнце, планеты, астероиды и спутники также имеют примерно такой же возраст.

Для определения возраста Земли ученые сегодня используют метод, называемый радиометрическим датированием. Для определения возраста Земли измеряется соотношение различных радиоактивных изотопов, присутствующих в образцах. Существуют различные виды радиометрического датирования, использующие разные изотопы, включая радиоуглеродное и уран-свинцовое датирование. Эта техника была разработана в начале 20 века и с тех пор постоянно совершенствуется.

С помощью этого метода можно датировать метеориты — куски породы, отколовшиеся от астероидов или комет в космосе и упавшие на Землю. Поскольку почти все в нашей Солнечной системе сформировалось примерно в одно и то же время, метеориты, попавшие на Землю, по всей вероятности, имеют тот же возраст, что и наша планета.

В 1956 году американский геохимик Клэр Камерон Паттерсон первым выдвинул предположительный возраст Земли, наиболее близкий к сегодняшним оценкам. Он использовал образцы метеорита Каньон Дьябло, упавшего около 50 000 лет назад на территории современного американского штата Аризона, и с помощью радиоизотопной датировки определил возраст Земли в диапазоне от 4,53 до 4,58 миллиарда лет.

С тех пор для определения возраста Земли использовались и другие метеориты. Они сохранились лучше, чем даже самые древние породы на Земле, которые со временем разрушаются и формируются в результате тектонического движения плит. Поэтому измерение возраста метеоритов является более надежным, чем измерение даже самых древних пород Земли при прогнозировании возраста нашей планеты.

Определение возраста различных образцов из разных источников приблизит нас к получению более точной оценки возраста Земли. Лунные породы, привезенные в рамках американской программы "Аполлон" и советской программы "Луна" в 1970-х годах, также были датированы. Возраст различных образцов варьируется от 3,16 до 4,44 миллиарда лет. В 2020 году китайский аппарат "Чанъэ-5" соберет самый последний образец лунных пород из ранее неисследованного района Луны, что может помочь нам составить еще более четкое представление о том, сколько лет Земле на самом деле.