Палеонтология

Сью, знаменитый тираннозавр, перед смертью перенес ужасную инфекцию

Анализ зубов Сью, одного из самых известных тираннозавров в мире, похоже, подтверждает идею о том, что животное в конце своей жизни страдало от паразитарной инфекции. Возможно, именно эта инфекция и привела к его смерти.

Сью является одним из крупнейших когда-либо найденных тираннозавров, а также наиболее полным. Обнаруженный в 1990 году в индейской резервации реки Шайенн в Южной Дакоте, теропод (пол неизвестен) имел размеры в свое время, 67 миллионов лет назад, 12,8 м в длину и 3,9 м в высоту на бедрах.

Вопрос о его смерти все еще обсуждается. Некоторые предполагают, что животное утонуло в реке. Другие, напротив, ссылаются на возможность того, что тираннозавр в конечном итоге умер от голода, испытывая трудности с питанием из-за паразитарной инфекции. Таким был вывод исследования, опубликованного в 2009 году в журнале Plos One.

Челюсть Сью, скелет которой выставлен в Музее Филда в Чикаго, показывает несколько отверстий, которые некоторые считали боевыми шрамами. На самом деле исследователи пришли к выводу, что эти шрамы не были результатом столкновения с другим титаном, а были работой небольшого паразита по имени trichomonas gallinae. Этот паразит, вызывающий трихомоноз, по-прежнему активен сегодня, в основном у хищных птиц, у которых он может вызвать серьезные повреждения в нижней части клюва.

Сильная зубная боль?

Новое исследование, проведенное палеонтологом Кирстин Бринк из Университета Манитобы в Виннипеге (Канада), предполагает, что эта паразитарная инфекция могла также деформировать несколько зубов Сью. Анализируя их благодаря цифровым трехмерным изображениям, полученным с компьютерной томографии, исследователь указала, что три из них были странным образом "раздавлены и сложены", отображая "странную текстуру, почти волнистую по бокам". Из этих трех зубов два также срослись.

Мы знаем, что стоматологические проблемы были обычным явлением среди теропод. Однако большинство из них, вероятно, имели генетическое происхождение. Здесь тот факт, что были поражены только три зуба животного, а не весь зубной ряд, позволяет исключить генетическую гипотезу. По словам палеонтолога, это могло быть следствием предполагаемой паразитарной инфекции, предложенной в 2009 году.

Кирстин Бринк фотографирует челюсти Сью.

Исследователь отмечает, что у современных птиц (потомков тероподов), страдающих трихомониазом, в настоящее время развиваются крупные восковые наросты в горле. "Инфекция может распространиться и по черепу и по коже, так что могут пострадать многие ткани головы", - объясняет она. Однако с учетом того, что современные птицы потеряли зубы, нам трудно понять, может ли эта инфекция повлиять на них.