БиологияНовости

Шимпанзе используют насекомых в качестве бинтов

© Tobias Deschner / Ozouga

Мы имеем 98% общих генов с шимпанзе, одним из самых интеллектуальных видов животных в мире, который не перестает удивлять нас своим поведением, так похожим на наше собственное. Эти нечеловеческие приматы лечат свои раны и раны своих собратьев с помощью насекомых! Это первый случай, когда местное применение было замечено в самолечении животных. Это открытие служит еще одним доказательством бескорыстного помогающего поведения. Давайте прольем свет на эти удивительные выводы.

О возможностях самолечения у животных и насекомых известно уже более 20 лет, как в случае с пчелами, помещающими в улей смолу с противомикробными свойствами. Самолечение относится к процессу, посредством которого хозяин подавляет или предотвращает пагубное воздействие паразитизма и других причин болезни с помощью поведенческих средств.

До недавнего времени большинство случаев самолечения включало в себя прием внутрь частей растений или непитательных веществ для борьбы или контроля над кишечными паразитами. Недавно приматолог Сабрина Криф установила, что шимпанзе потребляют около десяти различных растений, которые способны ограничивать размножение Plasmodium, паразита, вызывающего малярию.

Недвусмысленное, сопереживающее поведение

В ноябре 2019 года Алессандра Маскаро, работая над проектом Ozouga Chimpanzee в Национальном парке Лоанго, наблюдала и снимала на видео самку шимпанзе по имени Сьюзи, ухаживающую за раненой ногой своего сына Сиа. Неожиданно она заметила, что Сюзи берет что-то между губами и прикладывает к открытой ране. Анализируя видеозаписи, Маскаро и её коллеги поняли, что Сьюзи положила насекомое на рану Сии.

Приматолог Тобиас Дешнер и когнитивный биолог Симона Пика из Университета Оснабрюка считают, что это наблюдение доказывает, что шимпанзе, как и люди, способны к просоциальному поведению, связанному с эмпатией.

Впоследствии, до февраля 2021 года, команда будет наблюдать множество других подобных ситуаций, контекст которых однозначен. Поскольку раны были открытыми, применение насекомых было хорошо видно. В общей сложности они наблюдали за поведением 22 шимпанзе. В 19 случаях они ловили маленькое насекомое, зажимали его между губами, а затем губами или пальцами растирали его на собственных ранах, прежде чем удалить.

В трех других случаях шимпанзе прикладывал насекомых к ранам своего товарища. Шимпанзе позволил этому произойти без протеста. Раны, иногда шириной в несколько сантиметров, могут быть результатом конфликтов между особями в группе или с другими соседними группами.

Шимпанзе в национальном парке Лоанго отслеживаются учеными уже 7 лет, но такого поведения никогда раньше не наблюдалось. "Мы стали свидетелями чего-то поистине удивительного", — говорится в заявлении С. Пика.

Поведенческая последовательность взрослого шимпанзе, поймавшего и приложившего насекомое к ране на левой голени © A. Маскаро и др, 2022

Эти выводы подогревают споры о существовании просоциального поведения у нечеловеческих видов и о понятии эмпатии. Эмпатия подразумевает заботу об эмоциональном состоянии других людей и попытку улучшить его. Это может быть компонентом просоциального поведения. Просоциальное поведение относится к действиям, направленным на благо других, без выгоды для донора. Например, крысы в искусственной лабораторной ситуации предпочитали освободить сородича, а не тянуться за пищей.

Просоциальное поведение представляет собой серьезную проблему для эволюционной теории. Как мы можем объяснить присутствие и сохранение поведения, которое может быть дорогостоящим для индивидуума, который его производит, в контексте естественного отбора? Для разрешения этого спора долгое время изучались шимпанзе. Действительно, они участвуют в различных видах совместной деятельности, таких как наблюдение и защита территории, а также совместная охота.

Таким образом, эти новые наблюдения могут добавить новую грань к продолжающимся дебатам о просоциальном поведении и вдохновить будущие исследования поведения по уходу за ранами. "Для меня это особенно интересно, потому что многие люди сомневаются в просоциальных способностях нечеловеческих животных. И здесь мы имеем прекрасный пример вида, где мы видим, как отдельные особи заботятся о других", — говорит Пика.

Изучение самолечения у приматов иногда позволяет обнаружить лечебные свойства некоторых растений, о которых мы не подозревали. Этому посвящена быстро развивающаяся область исследований — зоофармакогнозия, или изучение природных веществ, потребляемых животными в терапевтических целях.

Теперь исследовательская группа хочет установить, каких насекомых используют шимпанзе и каковы их лечебные свойства. Предположительно, это может быть летающее насекомое, учитывая быстрое движение шимпанзе, чтобы поймать его. Авторы предполагают, что насекомое обладает либо успокаивающими или противовоспалительными свойствами, снимая боль, либо утешительным аспектом (аналог волшебного поцелуя для детей), что является частью местной культуры шимпанзе.

Необходимы дальнейшие систематические исследования для выяснения эффективности лечения, связанного с улучшением заживления ран и идентификации используемых видов насекомых. Необходимо выяснить социальное измерение поведения, а также процессы социального обучения, которые позволяют передавать его в группе.