Природа

Шерстистые носороги исчезли не из-за человека

Новые генетические данные свидетельствуют о том, что глобальное потепление, а не человеческое хищничество, привело к исчезновению шерстистых носорогов последнего ледникового периода.

Мегафауна плейстоцена включает всех крупных животных, живших на планете вплоть до верхнего плейстоцена, которые вымерли между 50 000 и 10 000 лет назад. Среди них были мамонты , пещерные медведи, саблезубые тигры или мегалоцеросы, также известные как "гигантские олени".

И, конечно же, был шерстистый носорог (Coelodonta antiquitatis). Представьте себе более высокую, горбатую, волосатую версию сегодняшних носорогов. Да, и самый большой из его рогов был почти 1,5 метра в длину.

Причина их исчезновения

В свое время эти впечатляющие травоядные обитали на обширной территории, простирающейся от центральной Испании до южной Сибири. После эволюции в течение нескольких миллионов лет эти животные вымерли около 14000 лет назад. Некоторые долгое время связывали свое исчезновение с тем, что на них охотились люди. Другие, напротив, связаны с чисто климатическими причинами. Итак, кто прав?

Генетическое исследование, недавно опубликованное в Current Biology, теперь склоняется ко второй гипотезе. В рамках этой работы Эдана Лорд и Николас Дуссекс из Стокгольмского университета секвенировали геномы четырнадцати шерстистых носорогов. Для этого они извлекли часть ДНК из образцов сохранившихся тканей, костей и волос шерстистых носорогов. "Мы секвенировали полный ядерный геном, чтобы вернуться во времени и оценить размер популяций, а также секвенировали четырнадцать митохондриальных геномов, чтобы оценить фактический размер женского населения",- объясняют исследователи.

Благодаря этим данным, они смогли оценить размер популяций шерстистых носорогов между 29 000 лет назад 18 500 лет назад.

Люди играли лишь второстепенную роль

Эти анализы показали, что популяции носорогов в этот период оставались очень стабильными. "Данные, которые мы рассмотрели, относятся только к 18 500 годам, или примерно к 4500 годам до их исчезновения", - отмечают исследователи. "Это означает, что они уменьшились в какой-то момент в этом разрыве". Другими словами, исчезновение шерстяного носорога было бы довольно "резким".

По мнению исследователей, новые данные не подтверждают идею о том, что человеческое хищничество привело к вымиранию шерстистых носорогов. На самом деле люди уже были активны в этом регионе около 30 000 лет назад, задолго до исчезновения этого вида. Тот факт, что популяции оставались стабильными в этот период, предполагает, что наши предки в конечном итоге сыграли лишь незначительную роль в их гибели.

Эти результаты не так уж и удивительны. Как отмечает ведущий автор исследования Эдана Лорд, "попытка пронзить двухтонное бронированное животное с 1,5-метровым рогом и плохим характером, возможно, не была лучшей попыткой в то время". Для наших предков лучше было отступить на чуть более доступную и менее опасную добычу.

Если отбросить в сторону людей, то кажется, что вымирание этих животных, следовательно, в большей степени связано с климатом. Считается, что потепление температур от 14 700 до 12 900 лет назад привело к увеличению количества летних осадков, что превратило открытую степь в гораздо более болотистую местность. Зимой также было бы больше снежного покрова. Оба эти изменения окружающей среды в конечном итоге затруднили бы поиск продовольствия.