Определения

Сенолитики

Клетки крови человека

Сенолитики - это класс лекарств или соединений, которые способны избирательно воздействовать на стареющие клетки организма и уничтожать их. Стареющие клетки - это поврежденные, нефункциональные клетки, которые утратили способность делиться и выполнять нормальные клеточные функции. Они накапливаются с возрастом и ассоциируются с различными возрастными заболеваниями и состояниями.

Термин "сенолитик" был введен исследователями в 2015 году для описания препаратов или соединений, которые специально вызывают апоптоз, или запрограммированную гибель клеток, в стареющих клетках. Эти препараты действуют на уникальные уязвимые места стареющих клеток, которые отличают их от здоровых клеток. Уничтожая стареющие клетки, сенолитики способны замедлить или обратить вспять прогрессирование возрастных заболеваний и улучшить общее состояние здоровья и продолжительность жизни.

Механизм действия

Для стареющих клеток характерно явление, называемое сенесцентно-ассоциированным секреторным фенотипом (SASP). SASP - это состояние, при котором стареющие клетки выделяют различные провоспалительные молекулы, факторы роста, протеазы и другие факторы. Такой секреторный профиль способствует хроническому воспалению, дисфункции тканей и развитию возрастных заболеваний.

Сенолитики нацелены на стареющие клетки и уничтожают их с помощью различных механизмов. Одна из распространенных стратегий заключается в нарушении антиапоптотических путей, которые защищают стареющие клетки от запрограммированной клеточной смерти. Ингибируя эти пути, сенолитики позволяют избирательно уничтожать стареющие клетки, щадя при этом здоровые клетки.

Другой подход предполагает воздействие на факторы выживания, выделяемые стареющими клетками. Сенолитики могут нейтрализовать эти факторы, тем самым лишая стареющие клетки поддержки, необходимой им для выживания. Это приводит к уничтожению стареющих клеток и уменьшению воспалительного бремени, вызванного SASP.

Сенолитики - это перспективный класс препаратов, избирательно воздействующих на стареющие клетки, которые накапливаются с возрастом и способствуют развитию возрастных заболеваний и состояний. Устраняя эти дисфункциональные клетки, сенолитики способны улучшить здоровье и увеличить продолжительность жизни. Продолжающиеся исследования и клинические испытания позволят еще больше прояснить терапевтический потенциал сенолитиков и проложить путь для новых вмешательств в области старения и возрастных заболеваний.