История

Секреты леденящего душу ритуала прибивания черепов железного века раскрыты благодаря семи отрубленным головам в Испании

У древних иберийских народов существовал обычай обезглавливать умерших, вбивать им в череп огромный гвоздь и выставлять его напоказ. Но почему доисторические люди Пиренейского полуострова это делали? Были ли это символы устрашения или уважения? Этот вопрос давно обсуждается археологами, и открытия наконец-то дают подсказки, доказывающие, что эта практика, возможно, была более сложной, чем первоначально предполагалось. Исследование, проведенное Автономным университетом Барселоны (UAB) на стоянках Пуиг-Кастельяр и Улластрет, позволяет предположить, что ритуал вбивания гвоздей в черепа не имел единого символического выражения среди иберийских общин северо-востока полуострова, а скорее был практикой, которая варьировалась от региона к региону.

Ритуал отрубленных голов: источник вопросов для экспертов

Отрубленные головы были уникальной погребальной практикой в иберийском мире железного века. После смерти некоторые черепа протыкали железным гвоздем, а затем выставляли на всеобщее обозрение. Археологи нашли несколько таких черепов со следами от гвоздей, а в некоторых случаях гвоздь все еще был вбит в кость. Для археологов и антропологов они стали средством анализа этих доисторических сообществ, и со временем возникли споры об их реальном значении: были ли это военные трофеи, реликвии выдающихся членов сообщества или что-то другое?

Найти ответ было непросто. Ведь большинство тел в то время кремировали, оставляя в археологических записях очень мало следов ритуалов погребения. Однако в новом исследовании ученые смогли изучить отрубленные черепа, найденные на юго-восточном побережье Пиренейского полуострова, с целью определить происхождение обезглавленных людей и лучше понять мотивы их современников.

Очень тщательный анализ черепов

«Наша первоначальная гипотеза заключалась в том, что если это военные трофеи, то они не происходят из анализируемых мест, тогда как если это почитаемые личности, то они, скорее всего, местные», - объясняет Рубен де ла Фуэнте-Сеоане, археолог из Автономного университета Барселоны и ведущий автор исследования, в пресс-релизе, опубликованном в пятницу 21 февраля. В исследовании, опубликованном 13 февраля в журнале Journal of Archaeological Science: Reports, рассматриваются семь прибитых черепов, датируемых последним тысячелетием до нашей эры. Мужские черепа были найдены на двух археологических памятниках железного века: Улластрет (около 135 км к северу от Барселоны) и Пуиг-Кастеллар. В этих местах, расположенных на расстоянии около 100 километров друг от друга, когда-то находились древние города, когда в конце третьего века до нашей эры сюда пришли римляне.

Чтобы детально изучить эти черепа, команда объединила методы биоархеологии и изотопного анализа. Они изучали изотопы стронция и кислорода, присутствующие в зубной эмали, извлеченной из черепов, что может дать представление о рационе питания людей. Команда также взяла образцы осадочных пород и растительности вблизи мест обитания, чтобы сравнить эти данные с теми, что были получены из зубной эмали. Эта информация позволила исследователям определить, откуда поступала пища - из этого региона или из более отдаленных мест, и таким образом оценить географическое происхождение людей.

Исследователи также изучили места, где были найдены эти черепа, что дало дополнительные важные подсказки.

Каковы же были результаты?

Благодаря этому анализу исследователи обнаружили, что три из четырех отрубленных голов на стоянке Пуиг-Кастельяр принадлежали не местным жителям, в то время как в Улластрете только один из трех черепов был иностранного происхождения. «Это открытие говорит о том, что практика рассечения черепов в разных местах применялась по-разному», — объясняет де ла Фуэнте-Сеоане. Оно также показывает, что «отбор людей для ритуала был более сложным, чем считалось ранее».

В Пуиг-Кастельяр все неместные черепа были найдены на внешних стенах или рядом с ними, что говорит о том, что они были прибиты и выставлены на всеобщее обозрение. Эксперты считают, что их выставляли таким образом для демонстрации власти и принуждения, как для внутренних репрессий, так и для запугивания посторонних групп.

В Улластрете, напротив, черепа местных жителей были найдены внутри домов или на улицах в центре города, что позволяет предположить, что их выставляли в домах или перед ними в честь важных членов общины. Это подтверждает гипотезу о том, что эти черепа принадлежали видным представителям общества. Третий череп с этого места, вероятно, иностранного происхождения, был найден на одной из внешних стен поселения, на этот раз, как предполагается, в качестве военного трофея.

Согласованность с историческими данными о черепах

В своем исследовании ученые отмечают, что эти находки полностью согласуются с историческими свидетельствами, оставленными греками и римлянами. Древние авторы сообщают, что галлы на юге Франции отрезали головы своим врагам и хранили их в ящиках, а иберийские наемники иногда носили вражеские головы насаженными на копья. Однако исследователи подчеркивают, что, несмотря на то, что эти результаты являются познавательными, необходимы дальнейшие исследования, чтобы полностью понять значение этого ритуала.

Ознакомиться с исследованием можно по этой ссылке, а с пресс-релизом — здесь.

Подпишитесь на нас: Вконтакте / Telegram / Дзен Новости
Back to top button