Здоровье и медицина

SARS-CoV-2 и панголины, новое исследование проливает свет на ситуацию

Панголины – ящеры, которые относятся к ряду плацентарных млекопитающих.

Панголины - естественные хозяева коронавирусов. Однако нет никаких доказательств того, что они были посредниками в передаче SARS-CoV-2 у людей.

Недавние исследования показали, что летучие мыши могут быть основным резервуаром SARS-CoV-2, ответственным за пандемию Covid-19. Напротив, у этих крылатых млекопитающих вирус не имеет рецепторов, позволяющих ему “прикрепляться” к человеческому хозяину. То есть, чтобы заразить человека, SARS-CoV-2 обязательно должен был пройти через промежуточный вид. Но какой? Для того чтобы мы могли эффективно контролировать болезнь и предотвращать дальнейшие вспышки, необходимо ответить на этот вопрос.

Вот уже несколько недель внимание уделяется панголинам. И не зря, охотясь за чешуей панголинов, которая, по мнению практиков народной медицины, имела бы определенные достоинства для здоровья, эти животные вот уже несколько десятилетий, несмотря на это, находятся в тесном контакте с людьми. Тем не менее действительно ли они играли посредников?

Исследование, опубликованное в конце марта в журнале Nature, было посвящено образцам, взятым у 18 малазийских панголинов. Последние происходят в результате операций по борьбе с контрабандой на юге Китая в период с августа 2017 года по январь 2018 года. В пяти из них были обнаружены коронавирусы, связанные с атипичной пневмонией (SARS-CoV-2).

Однако степень сходства была недостаточной для подтверждения того, что панголины принимали непосредственное участие в передаче атипичной пневмонии (SARS-CoV-2) человеку. Новый генетический анализ, проведенный исследователями в Институте прикладных биологических ресурсов в Гуандуне (Китай), по-видимому, подтверждает этот вывод.

Являются ли панголины промежуточным хозяином нового коронавируса?

Все еще таинственное происхождение

Эти работы содержатся в журнале PLOS Pathogens. Исследователи проанализировали там геном коронавируса, выявленного у трех больных малайских панголинов. Они были спасены Гуандунским центром спасения дикой природы после контрабанды на китайский черный рынок. В результате они, к сожалению, умерли от своей болезни.

При этом результаты данного исследования еще раз показывают, что патоген генетически схож с SARS-CoV-2, а также с другой группой коронавирусов, обнаруженных у летучих мышей (BatCoV-RaTG13), но, скорее всего, не является его предшественником.

Полученный геном имел последовательное сходство 90,32% с SARS-CoV-2. С коронавирусом BatCoV-RaTG13, обнаруженным у вида летучих мышей Rhinolophus affinis, он составил 90,24%. Более того, последний остается самым близким из известных по отношению к SARS-CoV-2, с показателем 96,18%.

Поэтому данное исследование не поддерживает идею о том, что панголины являются промежуточными хозяевами, ответственными за возникновение атипичной пневмонии (SARS-CoV-2). Тем не менее возможно, что у этих животных циркулируют другие коронавирусы с неизвестным инфекционным потенциалом, которые являются естественными носителями.