Здоровье и медицина

SARS-CoV-2 циркулирует среди летучих мышей как минимум 40 лет!

В настоящее время ведутся исследования по разработке вакцины против SARS-CoV-2, однако важно также проследить ее происхождение. Недавно международная команда объявила, что вирус циркулирует среди летучих мышей по меньшей мере четыре десятилетия.

Восстановление эволюционной истории SARS-CoV-2

В последние месяцы вокруг коронавируса SARS-CoV-2 состоялось несколько дебатов. Какое животное передало его людям? Когда действительно началась эпидемия? А как насчет сомнительных теорий о том, что коронавирус был создан из вируса СПИДа или что он сбежал из Уханьского института вирусологии?

Теперь наука уверена, первоначальные переносчики коронавируса действительно летучие мыши. Согласно исследованию, опубликованному в журнале Nature Microbiology 28 июля 2020 года, SARS-CoV-2 циркулирует между этими животными более сорока лет! Китайские, американские, бельгийские и британские исследователи проделали кропотливую работу по реконструкции эволюционной истории вируса.

Тревожное открытие

Напомним, что коронавирусы имеют высоко рекомбинантный генетический материал. То есть несколько частей их генома могут быть получены из разных источников. Чтобы реконструировать эволюционную историю SARS-CoV-2, ученые идентифицировали все эти области, которые рекомбинировали. Затем они реконструировали филогенетические истории не рекомбинантных областей. После этого они провели сравнение этих регионов, чтобы определить, какие конкретные вирусы вмешались в эти знаменитые рекомбинации.

После этих наблюдений ученые пришли к выводу, что родословная SARS-CoV-2 отличалась от остальных между сорока и семьюдесятью годами ранее. Руководители исследования подтверждают, что этот коронавирус на 96% близок к RaTG13, выявленному в 2013 году в провинции Юньнань (Китай). Однако SARS-CoV-2 отклонился от RaTG13 в 1969 году! Более того, исследователи сделали еще одно открытие. Одна из старейших черт, общих для SARS-CoV-2 и других представителей его линии, - это способность распознавать рецепторы на поверхности человеческих клеток и прикрепляться к ним. Это говорит о том, что другие вирусы очень долго циркулировали в летучих мышах.

Однако речь идет о вирусах, потенциально способных заразить человека. Однако снова возникает вопрос о посреднике. С самого начала кризиса некоторые думали, что этим промежуточным хозяином может быть панголин. Однако в настоящее время нет никаких доказательств того, что такой промежуточный хозяин необходим летучим мышам для заражения людей.